Выезд из России закрыт для тех, кто не имеет права выезда из Беларуси, заявил глава Погранслужбы ФСБ России генерал Владимир Проничев.
Заявление встревожило белорусских оппозиционеров, которым с недавних пор власти блокировали выезд из страны в ответ на санкции Евросоюза.
По словам российского генерала, отныне будут исключены такие варианты, когда гражданин Беларуси, не имеющий права выезда из своей страны, через территорию России и ее границы выезжает в другие государства, сообщает ВВС.
"Пограничные службы наших государств выполняют все те задачи, которые предусмотрены межгосударственными и межведомственными белорусско-российскими соглашениями", - отметил Владимир Проничев.
Главы погранведомств Союзного государства Беларуси и России подписали в пятницу протокол между Госпогранкомитетом Беларуси и ФСБ России о взаимодействии в области обмена информацией об обстановке на внешней границе Союзного государства и угрозах пограничной безопасности. В Гродно, на западе Беларуси, прошло также заседание коллегии Пограничного комитета Союзного государства.
Россия не в курсе?
Список белорусов, которым по закону запрещено выезжать за рубеж, российские пограничники имели и ранее. "Сбои" в союзной системе обнаружились, когда через Россию на Запад удалось попасть некоторым политическим оппонентам Лукашенко, которых на белорусской западной границе без объяснения причин повернули домой.
Чиновники белорусского Погранкомитета объяснили конфуз недостаточным оснащением российских пограничников, из-за которого оперативная информация от союзника не попадает россиянам вовремя.
Впрочем, неделю назад, в последний день марта, на пресс-конференции в Минске Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота сообщил, что белорусские власти не обращались к российской стороне, в частности в органы Союзного государства, с просьбой ограничить выезд за пределы союза Беларуси и России ряду белорусских граждан.
А российский правозащитник Валентин Гефтер, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России, пообещал в Минске информировать руководство России о специфике белорусского списка "невыездных", куда в течение последних полутора месяцев попали оппозиционные политики и активисты, журналисты, белорусские правозащитники.
Технические решения
Вряд ли в России принято политическое решение помочь Лукашенко в борьбе с его политическими оппонентами, полагает координатор кампании "Европейская Беларусь" Александр Отрощенков.
"Погранслужбы оформили техническое решение, но кто на российской границе станет вникать в парадоксы белорусской ситуации? Тем более, что запрет на выезд белорусские власти теперь научились тоже технически оформлять: в справках из отделов по миграции 40-летним оппозиционерам пишут "уклонение от воинского призыва", а правозащитников объявляют должниками по делу о банкротстве", - замечает оппозиционный активист.
Александра Отрощенкова, а также оппозиционных политиков Анатолия Лебедько и Сергея Калякина неделю назад задержали в поезде у границы, которой не существует – на «пороге» Беларуси и России.
Оппозиционеры планировали из Москвы вылететь в одну из европейских столиц, где у них были запланированы встречи с западными политиками. Но несколько суток провели под арестом на последней перед российской границей белорусской станции Орша, а затем были осуждены по обвинению в сквернословии.
По неофициальным данным, в белорусском списке "невыездных" более 100 фамилий оппонентов и критиков режима. Официально руководители ответственных ведомств заявляют, что "политических" черных списков не существует, законы, регламентирующие право граждан на въезд и выезд из Беларуси, не изменялись.
Президент Лукашенко, однако, в интервью телеканалу Russia Today заявил, что власти Беларуси введут "на полную мощь" список "невыездных" граждан, как только ЕС ужесточит санкции. На вопрос Russia Today о том, создан ли такой список, Лукашенко ответил: "А мы сделали. И то, мы его еще не ввели. На полную мощь еще не ввели. Но введем".
Отреагирует ли Кремль?
Между тем, как сообщил глава Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун, запрет на выезд из страны имеют около 130 тысяч белорусских граждан, чьи права на перемещение ограничены в соответствии с законом – из-за непогашенной судимости, уклонения от назначенных выплат, владения сведениями, составляющими гостайну и т.п.
"Какой рядовой российский пограничник станет разбираться, "политический" перед ним или обычный нарушитель закона? Если Россия не хочет принимать участия во внутренних политических разборках Лукашенко, решение о неприменении на российской границе белорусского "политического" списка должно быть принято в Кремле", - полагает правозащитник Людмила Грязнова.
Правозащитник напоминает, что, вопреки союзным договоренностям о беспрепятственном перемещении, Минск не однажды депортировал с белорусской территории не виновных перед российским законом граждан – от политиков до правозащитников и журналистов.
Глава Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак, оспаривающий свой запрет на выезд в одном из минских судов, полагает, что Москве стоит задуматься о последствиях ситуации, спровоцированной союзником.
По его словам, белорусские оппозиционеры, задержанные на российской границе, могут дойти до Европейского суда по правам человека, юрисдикцию которого Россия признает.
"И не важно будет, чьей страны граждане оказались незаконно ограниченными в правах. Если Россия нарушила эти права, ей придется быть ответчиком. Свобода перемещения – это европейский стандарт и европейская ценность", - подчеркивает Олег Гулак.