Доминик Кавендиш беседует с Белорусским Свободным театром об угрозах смерти в их родной стране и значимости постановки «Короля Лира» в Лондоне.
Если вам нужно прислушаться к чьему-либо слову, касательно Белорусского Свободного театра, то пусть это будет то, что скажет сэр Том Стоппард. Критики могут до посинения твердить о значимости компании, ее бесстрашии перед лицом жестоких репрессий, плодовитой и смелой природе ее артистизма, но наиболее убедительная поддержка будет исходить из уст самого выдающегося ныне живущего драматурга Великобритании, пишет британская газета «The Telegraph».
Стоппард является одним из ряда современных знаменитостей – среди других Джуд Лоу, Сиенна Миллер и Сэм Уэст – кто абсолютно открыто заявляет о своей поддержке труппы запрещеной диктаторским режимом Александра Лукашенко, и которая сейчас работает под постоянным прессингом в белорусском подполье, в изгнании в Лондоне и везде, где ее приглашают.
Чешское происхождение Стоппарда и ведущая роль в выступлениях восточноевропейских диссидентов при коммунизме придают особое значение его комментариям по поводу потрясающего мужества этой театральной компании.
«Я знаю их около шести лет», – говорит он. «Я встречался с ними в Минске. Тогда они были запрещенной театральной группой, которая занималась постановками в том же русле, что и актеры в коммунистические времена – можно было получить информацию о месте проведения спектакля только окольными путями, также как и быть застигнутым полицией. И все это было реальностью.
Это были невинные дни по сравнению с ситуацией в настоящее время. Тогда ценой этому могло стать то, что они могли быть избиты или арестованы – теперь они могут оказаться в тюрьме на многие годы... или хуже того...».
«Они бросают вызов силе земного притяжения», – продолжает он. «Любой другой бы сказал: «Мы лучше распустим трупу и попытаемся найти жизнь за пределами этого кошмара», но они посвящают все свое существование именно деятельности в рамках театральной компании, играя спектакли на родном языке. Я видел их воздействие на аудиторию в местах, далеко расположенных друг от друга: таких как Париж, Нью-Йорк или Лидс.
Их импульс предельно интересен с точки зрения художественности. Они вдохновляют невероятно».
Те, кто еще восторженно не раскрывал глаза, потрясенный творчеством компании, которую превозносят, как самую храбрую в мире – дважды получат этот шанс весной этого года. Пройдет британский тур спектакля «Минск 2011: Письмо для Кэти Акер» – жестоко-развлекательный взгляд на сексуальность и репрессии в Беларуси. Но гораздо большим событием станет дебют Свободного театра на сцене Шекспировского театра «Глобус» с постановкой «Короля Лира» – в следующем месяце, в рамках фестиваля Globe to Globe.
Директор фестиваля Том Берд, который видел их репетиции, поясняет: «Их версия, что неудивительно, это современное прочтение пьесы. Эта постановка очень соответствует изначальному замыслу, так что люди не должны ожидать исторических костюмов».
Берд говорит, что пьеса, поставленная режиссером Владимиром Щербанем, где в роли Лира выступит 51-летний Олег Сидорчик, «наполнена непосредственным опытом тирании и произвола власти».
Предложение постановки «Короля Лира», с его стремительным падением в гражданский и психический коллапс, было высказано «Глобусом», и компания не преминула воспользоваться такой возможностью. Это означает, что впервые с момента ее создания в 2005 году, она взялась за классику. Давая представления в перестроенных квартирах и переделанных домах в своей стране, исключительно престижный статус театра «Глобус» значит очень много для этих актеров: «Будучи запрещенной компанией в последней диктатуре Европы, показывая спектакль по пьесе Шекспира в центре Лондона, в канун Олимпиады, передает мощнейшее послание миру», – говорит Наталья Коляда, соучредитель компании вместе с ее мужем, драматургом, Николаем Халезиным.
Но для Белорусского Свободного театра, искусство, а не общественная деятельность, имеет первостепенное значение. Прямые параллели с Лукашенко не будут использованы. «Мы опустимся до невероятно низкого уровня, если создадим постановку о нем», – утверждает Коляда с мрачной улыбкой. «Проблема гораздо шире. Здесь могут быть параллели, к примеру, с Сирией и с тем, что происходит в арабском мире. Лир – это человек, который, как и Каддафи, до какого-то периода не в состоянии отказаться от власти».
Опыт арестов Коляды в сочетании с арестами мужа, задержания и прессинг со стороны властей в разное время, мог бы занять многие и многие страницы их повествований. Сегодня им небезопасно возвращаться домой: «Мы получаем угрозы, находясь даже в Лондоне и Вашингтоне», – утверждает она. А также все те, с кем они связаны в Беларуси, будь то актеры, продолжающие репетировать и играть в подпольных условиях, или близкие родственники, которые сталкиваются со всеми видами притеснения и потенциального наказания – это может варьироваться от потери работы до лишения свободы.
«Интересно, что то, что мы переживаем сейчас, действительно отражает ситуацию Короля Лира», – говорит Коляда. «Многие из нас являются бездомными – нужно было бросить все, чтобы продолжать то, что мы делаем».
В Лондоне, Коляда и актеры, которые присоединились к ней и ее мужу, ради воплощения этого проекта зачастую тайно покидая страну, находят пристанище где только смогут, перебираясь с места на место. Тем не менее, Коляда непреклонна: «Мы сказали, что даже если в конечном итоге окажемся живущими под мостом, мы выйдем на сцену и будем играть. Мы обязаны это делать».