Белорусские НПЗ, похоже, останутся без новых поставщиков нефти из России. Как сообщило агентство «Рейтер» со ссылкой на представителя компании «Транснефть» Игоря Демина, в апреле экспортные ресурсы нефти малых и средних нефтяных компаний РФ, запланированные для заводов Беларуси, будет перенаправлены на другие маршруты.
В первом квартале текущего года экспортные объемы нефти делили между собой пять российских компаний — «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и «ТНК-ВР». Именно эти компании еще в прошлом году с разрешения российского правительства получили статус основных нефтяных операторов — поставщиков нефти в Беларусь.
Правда, уже в апреле доступ для российских компаний на белорусские НПЗ планировалось расширить. По информации аналитического агентства Argus Media, ожидалось появление новых игроков: «РуссНефти», «Башнефти» и малых нефтяных компаний, которые в последние годы не имели возможности экспортировать сырье в Беларусь
Согласно данным агентства, «РуссНефть» получила право на отгрузку во втором квартале 123,1 тысячи тонн сырья на Мозырский НПЗ. Компания прекратила поставки нефти еще в начале 2010 года и давно хотела возобновить экспорт.
«Башнефть» получила график на поставку на ОАО «Нафтан» 172,6 тысячи тонн нефти, а малым производителям выделили квоту на 288,7 тысячи тонн. Наиболее крупные квоты на отгрузку получили «Печоранефть» — 20,8 тысячи тонн, «Русвьетпетро» — 25,5 тысячи тонн, «Самара Нафта» — 33,6 тысячи тонн и Salym Petroleum Development — 31,7 тысячи тони. Помимо этого, SPD получила возможность поставить еще 55 тысяч тонн нефти на Мозырский НПЗ.
Однако экспортные планы новых игроков по выходу на белорусские НПЗ так и остались планами. По словам Игоря Демина, не без участия в этом белорусских заводов.
Небольшие производители нефти так и не смогли добиться выгодных ценовых условий при поставках сырья на белорусские НПЗ, пояснил агентству «Рейтер» представитель «Транснефти». По этой причине российская трубопроводная монополия приняла решение о смене маршрутов экспорта. Ресурсы нефтяных компаний пойдут на другие направления, в том числе в новый балтийский порт Усть-Луга. Что касается дальнейших поставок нефти в Беларусь, то ими будут заниматься основные нефтяные операторы, определенные правительством РФ.
Между тем в одной из российских компаний Naviny.by пояснили, что решение о недопуске новых поставщиков нефти на белорусские НПЗ «было принято на самом верху. Наша компания была заинтересована в поставках нефти в Беларусь».
По мнению экспертов, такое решение может иметь, как минимум, две причины. Одна из них связана с намерениями российских властей раскрутить вторую ветку Балтийской трубопроводной системы.
Конечный пункт БТС-2 — нефтебаза «Усть-Луга». Однако пока, отмечают эксперты, это не слишком популярный экспортный маршрут для поставщиков нефти. И по этой причине «Транснефть» пытается этот маршрут заполнить. Не случайно порт Усть-Луга фигурирует среди озвученных «Транснефтью» альтернативных маршрутов.
«Под новые портовые мощности требуются дополнительные поставки нефти. И, видимо, было принято политическое решение — искать нефть в разных источниках для наполнения порта. По этой причине сокращаются поставки нефти по другим маршрутам», — отмечает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.
По мнению эксперта, есть и вторая причина, связанная с финансовыми интересами крупных нефтяных компаний. «Сегодня поставки нефти на белорусский рынок — лакомый кусочек для компаний. Маржа, которую они получают при экспорте сырья, гораздо выше по сравнению с альтернативными европейскими маршрутами. И, видимо, крупные компании, видя хорошую прибыльность, не хотят делить рынок с другими поставщиками», — отмечает Крюков.
Аналитик Института энергетики и финансов (РФ) Сергей Агибалов соглашается с мнением, что у крупных нефтяных компаний более сильные переговорные позиции. И они не заинтересованы в расширении числа поставщиков нефти.
«Если весь объем нефти, который планируется поставить в этом году на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (около 21,5 млн. тонн) условно разделить между пятью основными поставщиками, то на каждого получится чуть больше 4 млн. тонн. И это, на самом деле, не много. Так что крупным нефтяным компаниям не интересно еще больше дробить объемы нефти, поставляемые в Беларусь», — отметил Агибалов.
По мнению аналитиков, основные российские нефтяные операторы не хотят не только допускать на белорусские НПЗ новых продавцов сырья, но и давальцев. И это легко объяснимо.
Беларусь создала привлекательные условия для давальческой переработки нефти на НПЗ. Компании получили возможность самостоятельно распоряжаться нефтепродуктами, произведенными из давальческой нефти. У них есть лишь обязательства по обеспечению топливом своих АЗС.
Кроме того, отмечает Сергей Агибалов, белорусские НПЗ находятся в преференциальном положении: они имеют выход к емкому украинскому рынку, куда российские компании заинтересованы поставлять нефтепродукты.
В давальцах заинтересованы и белорусские НПЗ. Ведь давальческие схемы дают возможность не только сократить затраты на покупку нефти, но и дополнительно зарабатывать на процессинге.
Российские компании получили возможность переработать в этом году на условиях процессинга до 50% поставляемой по трубопроводам нефти (10,75 млн. тонн). Для нефтеперерабатывающих заводов это оптимальный вариант, позволяющий обеспечивать рентабельную работу.
Однако, по словам источника в нефтяной отрасли Беларуси, в январе-феврале российские компании переработали на условиях процессинга 30% поставленной нефти, в марте — почти 40%.
Более того, такие компании как «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» давальческой переработкой нефти в этом году не занимались. По словам экспертов, «Сургутнефтегаз» никогда не выступала в качестве давальца, а вот «Роснефть» уже в ближайшее время намеревалась начать перерабатывать на давальческих условиях 200 тысяч тонн нефти в месяц. Организовать переработку нефти в Беларуси компания намеревалась через белорусского резидента — компанию «Юнивест-М». Однако белорусский резидент угодил под санкции ЕС. По словам источников в нефтяной отрасли, это повлияло на планы «Роснефти».
Между тем белорусские НПЗ могли привлечь ресурсы из других компаний. По информации Argus Media, перерабатывать 50% поставляемого в Беларусь сырья по давальческой схеме планировала «РуссНефть», которую отстранили от белорусского рынка. Планируемые объемы нельзя назвать большими. Но, думается, и от них белорусские НПЗ не отказались бы, особенно учитывая нерешительность «Роснефти».
Однако, похоже, пока белорусской нефтепереработке придется иметь дело лишь с избранными нефтяными операторами, от которых и будут зависеть объемы давальческой переработки нефти в этом году.
http://naviny.by