Белорусский вопрос пока не включен в повестку ближайшего заседания Совета министров иностранных дел Евросоюза, которое состоится в Люксембурге 23 апреля.
Об этом БелаПАН сообщила Майя Кочиянчич, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон.
Между тем именно с очередным решением Совета министров ЕС по Беларуси власти страны связывают возвращение в Минск европейских послов, покинувших республику в конце февраля в результате дипломатического скандала. Поводом для конфликта стало февральское решение Совета министров иностранных дел ЕС о расширении санкции в отношении Беларуси. В качестве ответной меры официальный Минск рекомендовал главе представительства ЕС в Беларуси и послу Польши покинуть территорию страны, после чего все государства ЕС отозвали своих послов из белорусской столицы.
В конце марта брюссельское издание EUobserver сообщило, что послы стран ЕС планируют вернуться в Минск после католической Пасхи, если Александр Лукашенко за это время не сделает каких-либо резких шагов». В ЕС, пояснили европейские дипломатические источники, считают, что не следует зацикливаться только на ограничительных мерах в отношениях с Беларусью. Кроме того, при наличии в Минске послов у ЕС появляется больше каналов информации и возможностей вести переговоры с представителями власти и оппозиции, влиять на ситуацию.
Официально информация о скором возвращении дипломатов не подтверждается. Представители Европейской службы внешнего действия не называют даже ориентировочную дату возможного возвращения послов. Вместе с тем они подчеркивают: послы ЕС вернутся в Минск только все вместе, так же, как они покидали Беларусь.
Однако такой формат, судя по всему, не устраивает белорусскую сторону. 5 апреля на совещании по вопросам внешней политики Александр Лукашенко заявил, что вопрос о возвращении послов будет рассматриваться в персональном порядке.
«Это была их воля. Они уехали, совершив дипломатический, политический шаг. Они совершили определенный демарш, который в то время наносил ущерб нашему внешнеполитическому ведомству как минимум и нашему государству как максимум. Раз они себя так ведут, мы с министром иностранных дел договорились, что каждую страну и каждого посла будем персонально рассматривать в плане возвращения в Беларусь. Но это не имеет ничего общего с тем, что мы хотим препятствовать возвращению послов», — подчеркнул Лукашенко.
Глава МИД Сергей Мартынов после совещания пояснил: Беларусь не против возвращения европейских послов. «Но надо сделать, чтобы это было осмысленно и понятно людям. Если они сегодня вернутся, а в апреле будут приняты опять санкционные меры, так что это за диалог тогда?» — сказал Мартынов.
6 апреля глава президентской администрации Владимир Макей заявил, что власти Беларуси готовы к возобновлению диалога с Евросоюзом, но намерены дождаться очередного решения Совета ЕС по белорусскому вопросу.
Первоначально список белорусских лиц и компаний, подпадающих под визовые и экономические санкции ЕС, был утвержден Советом ЕС 31 января 2011 года после массовых репрессий в отношении оппозиции, которые последовали за президентскими выборами 2010 года. Этот список неоднократно расширялся, сейчас в нем более 200 фамилий и свыше 30 предприятий. Проводя такую политику, Евросоюз добивается от белорусских властей освобождения и реабилитации политзаключенных.