Свидетель теракта считает, что смертный приговор за него был вынесен соучастникам или подставным лицам.
Самвел Саакян - один из многих потерпевших в теракте в минском метро. И один из немногих, участвовавших в судебном процессе над обвиняемыми в теракте Дмитрием Коноваловым и Владиславом Ковалевым. В годовщину теракта в минском метро корреспондент украинского портала Tochka.net пообщался с выжившим в катастрофе.
Дело в том, что Самвел - юрист. Он просил суд признать его гражданским истцом по этому делу. Самвел не раз говорил о множестве нестыковок на суде, но практически все его ходатайства были отклонены.
В интервью Самвел Саакян рассказал о суде, о шуме в ушах и поездках в метро. Только о политике попросил не говорить.
- Где именно вы находились в момент взрыва?
- В момент взрыва я находился в вагоне поезда, практически рядом с эпицентром. Как сейчас помню, собирался выходить в числе первых пассажиров, но на предыдущей станции входящие пассажиры затолкали меня дальше в вагон, тем самым фактически спасли меня от более тяжких ранений, возможно и от гибели.
В момент самого взрыва испытал на себе действие ударной волны от детонации взрывного устройства. И сейчас, просмотрев видеозаписи с камер наружного наблюдения, склоняюсь к тому, что взорвалась в данном случае не только сумка с самодельным взрывным устройством, но и нечто более серьезное.
- Сколько времени вы были в больнице? У вас были проблемы со слухом...
- В больнице пролежал около двух недель, потом три недели на реабилитации. Через месяц оперировали ухо. Сейчас чувствую себя стабильно, хотя шум в одном ухе донимает. Как сказали врачи, с этим придется уже прожить всю жизнь.
- Не каждому дано забыть такие ужасы. Не боитесь после пережитого ездить в метро?
- Знаете, я не из робкого десятка... Уже через несколько дней в палате старались шутить. Конечно, много говорили на тему взрыва, анализировали, поддерживали друг друга. Дискомфорт определенный остался, но ведь жизнь продолжается.
Лично я не боюсь ездить на общественном транспорте, пользуюсь активно услугами минского метрополитена. Стал более внимательным, обращаю внимание на всякие подозрительные авоськи.
- Была ли вам выплачена какая-либо компенсация за травмы, и кому еще ее выплатили?
- Всем пострадавшим, в отношение которых была проведена судебно-медицинская экспертиза и установлена причинно-следственная связь между взрывом и полученными повреждениями, была выплачена материальная помощь со стороны государства и произведены выплаты с благотворительного счета.
Также выплаты произведены страховщиком в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.
Была ли сумма маленькая или большая? Это смотря как посмотреть...
Все выплаты производились нам, потерпевшим, уже после объявленной девальвации национальной валюты. В условиях инфляции и девальвации, скачкообразного повышения цен, отсутствия валюты белорусские деньги очень быстро обесценивались. Поэтому в номинале, конечно, это были большие деньги.
- Как вы оцениваете приговор Коновалову и Ковалеву и столь быстрое его исполнение?
- Оцениваю неоднозначно. Ну, хотя бы по притянутым за уши доказательствам, их недостаточности. Я не склонен их оправдывать, но и сейчас убежден, что на скамье подсудимых мы увидели всего лишь мелких соучастников или, возможно, клоунов специально срежиссированного представления.
У меня на то есть веские основания. Первое, физика произошедшего взрыва в метро и направления ударной волны. Второе, поведение двух подозрительных лиц за 8 минут до взрыва. Я об этом говорил.
Если читатели тщательно изучат общедоступное десятиминутное видео с 47-ой по 50-ую минуту, то убедятся в том, что на станции присутствовали два лица, которые тщательно вели человека с сумкой, а потом уехали на приехавшем поезде в сторону площади Победы.
Третье. Неестественное поведение «террориста» Коновалова на станции, его позирование перед камерами в метро и гробовое молчание на суде.
Многочисленные грубые ошибки в ходе предварительного следствия, местами лживые показания свидетелей, например, директора агентства недвижимости «Армира» Валентины Держанович.
- После приговора не появилось чувство, что вы, как и многие белорусы, бессильны что-либо изменить?
- Давайте пока без политики.
- Знаю, что некоторые из очевидцев теракта уехали из Беларуси. Вы не думали о таком варианте для себя?
- Уехать хочется, конечно, но по другим причинам.
Как известно, 11 апреля 2011 года на станции метро "Октябрьская" в метро Минска произошел теракт - взорвалось самодельное устройство. В результате погибло 15 человек, 203 пострадали.
Несмотря на многочисленные нестыковки в деле обвиняемыми в теракте были признаны Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев. Оба приговорены к смертной казни.