Политологи и социологи обсуждают, как взрыв 11 апреля 2011 года в минском метро повлиял на ситуацию в Беларуси.
По мнению аналитиков, теракт выявил серьезные проблемы как в системе власти, так и в обществе, сообщает Deutsche Wellе.
Европейские и белорусские эксперты обсуждают, в какой степени отразился на внутриполитической ситуации в Беларуси взрыв в минском метро, в результате которого 11 апреля 2011 года погибли 15 и пострадали более 140 человек. По мнению аналитиков, расследование, суд и казнь двоих белорусов, обвиненных в теракте, оставили больше вопросов, чем ответов.
«Старший эксперт лондонского Института государственных идеологий Наташа Гранд отметила, что теракт в столичном метро разрушил созданный властями миф о Беларуси, как об «островке стабильности». «Белорусы вдруг почувствовали себя беззащитными, потому что такое явление как террористический акт стало реальностью», - говорит политолог.
С одной стороны, белорусские власти потеряли имидж заступника, подчеркивает эксперт, с другой - по обыкновению обратили в свою пользу даже это трагическое событие. «Теперь в Беларуси легче «закручивать гайки» под предлогом того, что нужно «быть бдительными», - констатирует Гранд.
По мнению аналитика, теракт показал, что белорусское общество - удобная почва для авторитарного режима. «Александр Лукашенко постоянно делит белорусов на «честных», которые его поддерживают, и «нечестных», - замечает лондонский эксперт. По ее словам, в сознание людей вбивается, что взрыв и другие проблемы в стране - дело рук «нечестных» белорусов. В соответствии с делением по таким критериям людьми легко манипулировать, делает вывод Наташа Гранд.
Заместитель директора варшавского Центра международных исследований Войцех Бородич-Смолинский также считает, что белорусским властям очень хотелось представить взрыв как результат работы неких сил извне. «Когда оказалось, что обвиненные - продукт самой системы власти, было сделано все, чтобы доказать правильность приговора», - отмечает эксперт по вопросам Беларуси.
«Несмотря на то, что были опубликованы многочасовые записи допросов и приглашены иностранные эксперты, даже после открытого суда в обществе не появилось уверенности, что смертный приговор был справедливым», - говорит Бородич-Смолинский. По его мнению, белорусское правосудие так и не дало ответа на главные вопросы - кто, и почему совершил этот теракт.
Белорусский аналитик Валерий Карбалевич утверждает, что взрыв в Минске выявил целый комплекс вызовов обществу. Эксперт считает, что власть нарушила социальный договор, по которому она гарантирует безопасность, а граждане в обмен на это не вмешиваются в политику. По мнению Карбалевича, серьезной проблемой стало также огромное количество несуразиц судебного расследования, которое высветил публичный процесс.
Ссылаясь на данные независимых опросов граждан, проводившихся социологами и журналистами в течение года, политолог подчеркнул, что именно после теракта число противников смертной в Беларуси впервые превысило число тех, кто за нее выступает. Таким образом, последствия взрыва в метро стали одним из факторов разочарования белорусов в созданной Лукашенко социальной модели, делает вывод Валерий Карбалевич.
Политолог Алесь Логвинец замечает, что в Беларуси ситуация была использована властями для разжигания подозрительности и страха и усиления роли силовых структур. По словам эксперта, прошедший год показал, что властные структуры не способны гарантировать всестороннее расследование такого рода дел и доказать обществу, что власть не была заинтересованной стороной в том, что произошло. Открытым вызовом всей Европе назвал политолог поспешную казнь обвиненных в теракте белорусов.
Анализируя данные ежеквартальных опросов Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), профессор социологии Олег Манаев отмечает тенденцию к снижению доверия белорусов к конкретным институтам власти - системе следственных, судебных и правоохранительных органов. Большая часть опрошенных не доверяют официальной версии о виновниках, которые были обнаружены в течение нескольких часов после взрыва. По словам Манаева, в соответствии с сентябрьским и декабрьским опросам НИСЭПИ, мнение белорусов не изменил также открытый суд.
Эксперт утверждает, что число обиженных на необоснованное насилие со стороны властей за последние 5 лет исследований возросло - с 25 до 30 процентов. При этом 35 процентов белорусов считают, что их права нарушают различные органы власти, 11 процентов назвали своими обидчиками правоохранительные органы, 30 процентов респондентов не обращаются за помощью к властям по причине недоверия, приводит профессор данные последнего мартовского исследования НИСЭПИ.
«Больше всего глубоко и болезненно ранят людей не экономические проблемы, а обиды на несправедливость власти», - говорит социолог. Рост такого недовольства - процесс скрытый, но он не исключает серьезных последствий и со временем может стать ахиллесовой пятой белорусского авторитаризма, резюмирует Олег Манаев.