Вице-президент Белорусской федерации футбола рассказал о конфликте организации с телеканалом СТВ.
Напомним, СТВ заявило, что может прекратить трансляции матчей чемпионата Беларуси. Сергей Сафарьян в интервью порталу Goals.by.
— Сергей Вагаршакович, проясните суть споров АБФФ с СТВ.
— Неоднократно отмечал, что мы открыты для подписания договора с любым телеканалом. То, что пытается наговорить СТВ и некоторые представители канала, якобы АБФФ требует какую-то оплату, — наглейший обман. Они показывали высшую лигу абсолютно бесплатно. И не федерация футбола требовала денег за трансляции, а СТВ с нас. Они вели себя, как хорошие карточные шулеры, постоянно передергивая факты. Сперва АБФФ якобы потребовала с телекомпании какие-то деньги. Так мы отказались от денег, которые нам предлагали, лишь бы показывали футбол. Потом стали выдвигаться другие условия.
— С этого места поподробнее.
— Начало переговорам в ноябре положил проект договора, который СТВ прислало для рассмотрения и последующего подписания. Нам сделали конкретное предложение: телекомпания получает эксклюзивные права на трансляции матчей высшей лиги, берет обязательства показывать один матч тура, а стоимость одной игры составляет 300 тысяч рублей. Это та сумма, которую в предыдущих комментариях я называл унизительной и непонятной. Чтобы не заниматься куплей-продажей прав за такие деньги, АБФФ предложила СТВ стать партнерами в вопросах продвижения чемпионата. В нашем понимании — это совместное получение доходов от трансляций. Когда телекомпания узнала позицию федерации футбола — они также понимали, что времени до старта сезона осталось совсем немного — при каждой последующей встрече стали изменять условия. Во-первых, отказались от партнерства, ссылаясь на свои расходы в организации телетрансляций, которые варьировались от 70 до 80 миллионов рублей. Хотя о затратах АБФФ на проведение чемпионата почему-то никто не думал, а ведь у нас не одна игра в туре. К тому же расходы на весь тур несопоставимы с расходами на всего один матч. Тогда же подразумевалось, что необходимо найти титульного спонсора высшей лиги. Предложение СТВ свелось к следующему: что зарабатывает АБФФ — делится пополам на условиях партнерства, доход от рекламы — идет телеканалу. Когда поняли, что договориться о коммерческом партнерстве не получится, выдвинули единственное условие: нам от СТВ не нужно ни копейки, но обязательно необходимо закрывать один поединок тура.
Тогда придумывается следующее. Мол, у телекомпании большие расходы, поэтому будут показывать лишь те матчи, которые проходят в Минске и неподалеку от столицы. И еще на свое усмотрение, причем не каждый матч. Это было озвучено практически перед стартом сезона. Как видите, требования телекомпании становились все более настойчивыми и ультимативными. А уж после того, как мы объявили, что у чемпионата появится титульный спонсор, ребят просто понесло.
Высшая лига получила официальное наименование — «Альфа-Банк» чемпионат Республики Беларусь». Подобных примеров в спортивной практике масса. Вот есть «СОГАЗ чемпионат КХЛ». Но, насколько знаю, никто из СМИ не ставил вопрос упоминать о СОГАЗе лишь после того, как страховая компания заключит рекламный контракт. Такой же подход был, есть и будет у АБФФ по «Альфа-Банку» — наименование коммерческого банка входит в официальное название соревнования.
Это то же самое, когда на стадионах присутствуют рекламные щиты партнеров клубов и федерации футбола. Но никто никогда не поднимал тему: раз в ТВ-картинку попадает название коммерческого банка, значит, кто-то должен заплатить телекомпании. Абсурд, да и только. Хотя СТВ этого потребовало. Естественно, на таких условиях соглашение мы отказались подписывать. Но, чтобы футбол не исчез с телеэкранов, на каждый матч АБФФ письменно согласовывало со «Столичным телевидением» право показа. 29 марта мы передали право транслировать матч БАТЭ — «Неман».
В устной форме представители СТВ сообщили: «Использовать наименование чемпионата не будем». Пришлось направить письмо, где указали, что в телетрансляции должно фигурировать лишь официальное наименование высшей лиги — «Альфа-Банк» чемпионат Республики Беларусь». При этом никаких финансовых условий мы не выдвигали. Был получен ответ: «Показ матча невозможен, так как нет рекламного соглашения с банком. Также АБФФ не желает отдать часть доходов от спонсорства с «Альфа-Банком». Вот эту точку и поставил телеканал.
— Не могу одного понять: почему тогда фигурировала лишь информация, будто федерация футбола требовала у телекомпании деньги за трансляции матчей?
— У меня есть переписка с СТВ. Поэтому в начале разговора я вам сказал, что они вели себя, как шулеры. Еще в ноябре прошлого года, когда телекомпания предложила подписать договор на показ высшей лиги, сразу сказали: «Не надо нам тех денег». Понимаете, все передергивается. Мы отказались от той суммы, которую СТВ предлагало нам платить. Шла речь о совместной реализации рекламы. Значит, телекомпания кого-то нашла бы, и мы не остались бы в стороне. Правда, такой вариант СТВ не устроил. Тогда состоялся другой разговор: «Ладно, нам не нужно ни одной копейки. Показывайте чемпионат, но эксклюзивного права на трансляции у вас не будет». Видите ли, федерация во всем виновата, а доблестный канал не знал, какие еще условия можно применить, чтобы от нас деньги получить. Вот если найду страну, в которой за трансляцию чемпионата телекомпаниям еще и платят, тогда с СТВ и можно о чем-то разговаривать.