Накануне тура по Беларуси солист The Stokes рассказал о своем отношении к «черному списку» музыкантов, белорусскому языку и жизни в Москве, куда группа перебралась пять лет назад.
Состав группы The Stokes , удостоенной спецприза «За фирменный звук» на «Рок-коронации» в 1996 году и ставшей «Прорывом года» по версии первого белорусского канала в 2004 году, уже пять лет живет и работает в России, пишет «Салідарнасць».
Сейчас, когда группе удалось немного укрепиться на российской сцене, музыканты решили «замутить» тур по Беларуси – 6 концертов за 7 дней под рабочим названием «Наизнанку».
– Если все пройдет успешно, то осенью мы еще раз проедемся, уже с новым альбомом. Вообще, мы планировали в мае привезти новые композиции, но наш звукооператор, хотя это и звучит как оправдание, сломал ногу и месяц лежал в больнице, – поделился Алексей «Стокс». – Мы не желали собрать Дворец спорта – хотим выступить в клубе. Сколько придет человек? 100 – хорошо, 200 – лучше, 300 – замечательно.
Удивлять публику космическим комбинезоном или загорающимся под майкой сердечком вокалист The Stokes не намерен.
– Я просто буду играть музыку без всяких фанер. Будем фальшивить, возможно, брать не те ноты, забывать слова. А может наоборот. Просто хочу быть с людьми, видеть их чувства, реакцию. Очень здорово, когда на концертах в клубах желающие могут залазить прямо на сцену. Или же внимательно смотреть, какие аккорды ты ставишь, а в перерыве подойти и поинтересоваться, что это был за аккорд. У нас задача вернуть ощущение рок-н-ролла – продолжает Алексей «Стокс».
Между Минском и … Москвой
Говорить о том, что Алексей «Стокс» перебрался в Россию, не совсем верно. На протяжении уже пяти лет исполнитель хита «Между Минском и Римом» проводит время в переездах между Москвой, белорусской столицей и малой родиной – Новополоцком.
– Я провожу пять дней в Новополоцке, потом пять дней в Минске, потом еду в Москву. Поэтому не могу сказать, что переехал. Мне не очень нравится Москва. Она не то что большая… Там слишком много всего намешано. А вот Минск нравится. Я очень хорошо себя здесь чувствую. Здесь уютно, спокойно, люди более доверчивые. А еще вокруг много красивых девушек.
Мы играли на конкурсе «Мисс Беларусь» и удивлялись, какие девушки! По-моему, в Минске гораздо больше красивых и ярких девушек, по сравнению с Москвой.
В Москве, если ты в метро, – это одно. Ходишь в навороченные VIP-клубы –совсем другое. А в минском метро можно встретить такую девушку, которая бы в Москве не то что в метро не ездила бы, а вообще – существовала «в других измерениях», – улыбается собеседник.
Алексей, следя за новостями, любит повторять: «Мне русским никогда не быть, я русским никогда не стану».
– Мы ближе к Европе. Я очень удивился, когда пожил в России, что наши нации очень отличаются. Мы по-разному смотрим на многие вещи, – говорит Алексей «Стокс».
«Каждый человек имеет полное право на собственное мнение»
Лидер The Stokes считает «черные списки» музыкантов несуразностью и не понимает, как такое может происходить в ХХІ веке.
– В России есть откровенно оппозиционные группы. Ну и что? Поют, выступают на самых разных сценах. И ни в какие списки их не вносят. А в Беларуси в «черном списке» находятся группы, которые никогда не выражали политику через музыку, – считает Алексей «Стокс» Смоляков. – У «Ляписов» не было в песнях политики. Сергей просто как-то озвучил свою позицию. Он высказал свое мнение. Я считаю, что каждый человек имеет на это полное право, и притеснение за мнение недопустимо.
Музыкантов из «черного списка» собеседник морально поддерживает, но не знает, как повлиять на ситуацию:
– Я очень хочу достучаться до тех, кто создает те самые списки: «Алло, люди, давайте лучше будем относиться друг к другу». Когда сейчас говорят про «черные списки», я не понимаю, что происходит. Это из прошлого века. Но сейчас мы живем в ХХІ веке, где есть интернет и просто не может быть «железного занавеса». Если бы мы были Кубой или другим островом в океане… Но посмотрите на карту и где в ней находится Беларусь. Такие запреты попросту бесполезны.
Сам Стокс политику в свое творчество не впускает. Его песни – о любви, жизни, ее перекрестках и тупиках.
«Россияне недоумевают, что значит «Віркоча жвір усё хутчэй»
Алексей «Стокс» всегда говорил по-русски, а в школе, как и многие другие дети из городов, где на улицах не слышно белорусского языка, считал, что этот предмет только «напрягает» школьников. Теперь он задумывается, в каком состоянии находится наша культура.
– Наша культура движется не в том направлении. И критическая точка уже близка. У нас должен звучать и русский язык, и белорусский. Сам я понимаю мову: знаю и «рыдлёўкі», и «цыбулі», и много чего еще. Однако я не поддерживаю идею введения жесткой белорусизации, – рассуждает собеседник.
Музыкант отмечает, что по скачиваниям в сети лидирует белорусскоязычный вариант песни «Под куполом небес», а россияне, слышавшие песню на белорусском, недоумевают, что значит «Віркоча жвір усё хутчэй».