Координатор «Европейской Беларуси» принял участие в программе «Пражский акцент» на волнах «Радыё Свабода».
Бывший политзаключенный рассказал о своей оценке освобождения политзаключенных Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко, о роли европейских санкций и ответил на другие вопросы.
«Простым совпадением во времени эти события трудно объяснить. Безусловно, тут действовал комплекс причин, но, конечно, важнейшую роль сыграла принципиальная позиция Евросоюза. Запад перешел очень принципиальную линию, и теперь экономические санкции, которых раньше всеми способами избегали, не являются более каким-то табу. Понятно, что освобождением Санникова и Бондаренко Лукашенко не выполнил основное требование Запада. За решеткой остаются незаконно осужденные люди, но он пытается обеспечить себе определенную свободу маневра. Надеюсь, это никого не обманет.
После освобождения Санникова и Бондаренко стало абсолютно очевидно, что на Лукашенко влияют только такие солидарные и решительные меры. Именно такие действия мы впервые видим со стороны ЕС в последние недели. Только такими действиями можно чего-то достигнуть. Очевидно, что Лукашенко попытается все это переиграть, снова начать торговлю политзаключенными. Но это то, к чему он всегда стремился: брать «демократические стандарты» с Востока, а деньги – с Запада. Идеальная модель для него – это отношения ЕС с такими странами как, например, Азербайджан, чтобы можно было держать десятки политзаключенных, убивать людей за участие в мирных демонстрациях, но при этом иметь хорошие торговые отношения с Западом. Вопрос в том, согласится ли с этим белорусское общество и западные демократии.
Конечно, мы очень рады освобождению Андрея Санникова и Дмитрия Бондаренко, но принципиально ситуация не изменилась. Полтора десятка политзаключенных по-прежнему находятся за решеткой. Мы знаем, что к ним применяются пытки, на них очень сильно давят – как физически так и морально. Власти по-прежнему держат заложников. Среди них, кандидат в президенты Николай Статкевич, семья Андрея Санникова. Ведь Ирина Халип и многие другие люди также находятся под различными формами ограничения свободы. Поэтому для каких-то разговоров о смягчении и без того очень мягких санкций не имеется ни малейших оснований», - сказал Александр Отрощенков в эфире «Радыё Свабода».