Коренных минчан принудительно выселяют из центра Минска на окраины.
«Мы — лишние на нашей земле?». Письмо с таким названием пришло на электронный адрес редакции onliner.by. «Столичные власти плюют на закон и мораль, если речь идет о выселении простых граждан из «золотых» домов в центре Минска, — взывают о помощи жители улицы Революционной. — Почему выгоняют людей из исторического центра? Государство для народа? Или банальный передел собственности с помощью административного ресурса? Людей просто ставят перед фактом: «Вы — лишние. Это больше не ваш дом, а наша строительная площадка!».
Революционная, 24. 3-этажный дом с чугунными решетками на балконах — свидетель трех столетий, о чем напоминает табличка на стене.
Поднимаемся на третий этаж в квартиру №13, где нас уже ждут Галина и Александр Корженевские.
Квартира весьма необычная. Длинный коридор, 4-метровый потолок. Раньше здесь жили три семьи, сейчас осталось две. По внешнему виду — подобие коммуналки, по факту — совместное домовладение, где квадратные метры находятся в частной собственности.
— Здесь поселилась бабушка мужа сразу после Великой Отечественной. Можно сказать, с этими стенами связана судьба четырех поколений, — начинает свой рассказ Галина Корженевская. — Но последние 19 лет спокойной жизни нам не дают. Две атаки мы уже отразили: одну в середине 90-х, вторую в начале 2000-х. Оба раза на нашу собственность претендовали бизнесмены. А теперь чиновники и «Мiнская спадчына».
В 2001 году жители Революционной, 24 узнают, что их дом признан аварийным и грозит обвалом, о чем документально свидетельствует решение горисполкома. Чиновники потребовали не медлить с отселением.
— Мы недоумевали. Здание на то время хоть и не знало капитального ремонта 40 лет, но находилось, как и теперь, в нормальном состоянии, — уверяет Галина Корженевская. — Что ни говорите, в XIX веке умели строить на совесть. А спустя некоторое время узнаем: наш дом хотят передать в собственность фирме «Веритекс-М».
— Прошедшее десятилетие доказало лживость всех домыслов и экспертиз, — говорит Александр, супруг Галины. — Несмотря на «аварийное состояние», освобождавшиеся квартиры государство использовало под служебное жилье, заселялись нежилые помещения, а в цокольном этаже до сих пор работает кафе.
Только после обращений в КГК и Минстройархитектуры удалось доказать, что угрозы для проживания нет, а дому требуется всего лишь капитальный ремонт. Жильцы призвали на помощь экспертные организации. В техническом заключении ОАО «Стройкомплекс» от 2007 года говорится: в целом состояние основной части здания не вызывает опасений — деформаций, смещений, дефектов, свидетельствующих о потере несущей способности, не выявлено. В доме один существенный дефект, установили специалисты, — пристройка, которую при желании можно восстановить за несколько дней.
Несмотря на это, в 2008 году Мингорисполком принимает решение по отчуждению дома №24 в пользу КУП «Мiнская спадчына», жильцам опять предлагают переселяться. А летом 2011-го ОАО «Белкомплекспроект» дает свое заключение, подтверждая аварийное состояние памятника архитектуры, с которым Корженевские категорически не согласны.
Четыре семьи уже сменили место жительства, еще четыре готовятся к переезду. Корженевские и жильцы еще трех квартир сдаваться не намерены и ищут справедливости в суде. Пока, правда, безуспешно.
— На нас оказывают психологическое давление. Если в 90-х приходили амбалы с угрозами, то теперь в ходу иные методы, — говорит Галина. — Ответчик приглашает в суд органы опеки и мы слышим в свой адрес, что мы плохие родители, если заставляем дочь жить в аварийном доме.
— Чиновники как бы и не стесняются намекать: жильцов выгоняют из нашего и других домов на улице Революционной только затем, чтобы после реконструкции продать эти площади другим собственникам, — утверждает Александр. — Естественно, нам, обычным гражданам, прожившим здесь всю жизнь, они уже будут не по карману. Нас выселяют на окраины, таким образом копируя «московский вариант» захвата земли в центре Минска.
Жители Революционной беспокоятся и за судьбу своих домов. По их мнению, передача зданий другому собственнику, «Мiнскай спадчыне», приведет к их уничтожению. Примеры тому уже есть: снесены дома №17 и №24а — оба памятника архитектуры XIX века.
С балкона Корженевских открываются виды на пестрый «сказочный город» — муляжи исторической застройки Немиги. Александр и Галина задумались: неужели и их дом постигнет такая же «реставрация».
Соседний дом №26 также попал под отселение. Сегодня он производит гнетущее впечатление. Двери на втором этаже заварены металлическими прутьями. Совсем недавно эти квартиры служили пристанищем бродяг.
В одной из квартир живет семья, которая добивается рыночной оценки своей собственности. Не застав хозяев дома, мы пошли дальше. Дом №28 полностью отселен. Реставрация его затянулась, а охрана оставляет желать лучшего. Время от времени сюда наведываются бомжи. Статус памятника архитектуры не слишком заботит его временных обитателей: в октябре прошлого года в здании случился пожар.
Дом №32 выглядит действительно аварийным: стены пошли трещинами, потолки держатся на подпорках. Как ни удивительно, но там еще живут люди.
В 1985 году этот дом был реконструирован, а в 2008-м буквально в метре от него началось строительство многофункционального комплекса на Немиге. С того времени стройка наносит историческому памятнику серьезный ущерб.
— Однако вместо того чтобы пресечь произвол застройщиков, чиновники признали дом нежилым и решили выселить недовольных жильцов в «хрущевки» с неясными перспективами на получение другого жилья, — говорит Наталья Сержанович. — Создается впечатление, что разрушение дома ведется умышленно и планомерно с единственной целью — освободить помещения, реконструировать их и перепродать втридорога.
Еще одна жительница дома №32 Галина Калашникова добивается рыночной компенсации стоимости квартиры. До девальвации ее «однушку» площадью 43 квадратных метра оценили примерно в 280 млн рублей (по старому курсу — около 88 тысяч, сегодня — 35 тысяч долларов). С такой суммой пенсионерка категорически не согласна.
— Мы не пытаемся извлечь каких-либо выгод. Просто хотим, чтобы нас оставили в покое и дали возможность жить в своих приватизированных квартирах, — излагает коллективную точку зрения Наталья Сержанович. — Но в ответ все суды, вплоть до Верховного, поддержали чиновников, ссылаясь на то, что все нарушения закона несущественны.
Какова позиция чиновников? Отселение семей из домов №24, 26 и 32 — дело времени, считает начальник отдела жилищной политики администрации Центрального района Минска Анастасия Собирай:
— Большинство людей с Революционной мы благополучно переселили. А несколько семей заупрямились и заняли глухую оборону. Корженевские отказываются рассматривать какие-либо варианты. У них в собственности 92,95 квадратных метра, а мы предложили им четырехкомнатную квартиру площадью 103,3 метра рядом с Севастопольским парком на ул. Олешева, 1. Там почти новый дом. Но они не отвечают на письма, не приходят на прием, не передают техпаспорт и регистрационное удостоверение, без которых нельзя произвести рыночную оценку квартиры. Так ведь тоже нельзя. Все идет к принудительному выселению...
Анастасия Собирай продолжает:
— Калашниковой предлагалась квартира на улице Жуковского — женщина от нее отказалась, результаты оценки имеющегося в собственности жилья ее не устроили. Диалог зашел в тупик. Похожая история с семьей Сержанович. Придется переселять людей во временный жилой фонд, пока дом окончательно не рухнул.
Что будет с домами на Революционной и почему их ремонт нельзя вести без отселения жильцов?
— К 2014 году Революционная должна стать пешеходной, сюда хлынут туристы. К домам на таких улицах во всем мире предъявляются особые требования, — говорит главный инженер «Мiнскай спадчыны» Михаил Жих. — И сохранение за ними жилой функции в ее нынешнем виде крайне нежелательно. Понимаю людей, которые провели здесь всю жизнь, но и с интересами города считаться пора.
В «Мiнскай спадчыне» считают, что на первых этажах уместно разместить бутики, мастерские художников. Вторые и третьи этажи, возможно, переделают в апарт-отели.
— В свое время в Минске допустили ошибку, оставив жилые квартиры в Троицком предместье, — считает Михаил Жих. — Неуместно это там, потенциал территории используется не на 100 процентов. Революционная же будет целиком переделана для потребностей туристов.
Зимой 2008 года в Минске разгорелся похожий конфликт. Тогда чиновники хотели отселить людей с улицы Карла Маркса. Жильцы домов подключили юристов, призвали на помощь СМИ. Скандал вышел нешуточный — главному архитектору Минска Виктору Никитину пришлось даже принести публичные извинения.
Жители Революционной считают, что в их случае чиновники учли предыдущие ошибки и избрали новую тактику: чтобы лишить людей собственности, городские власти специально годами не выдают разрешения на ремонт домов в историческом центре Минска, а затем признают жилье аварийным и требуют отселения людей.
— Встает вопрос о должностном преступлении, привлечении к ответственности тех лиц, которые довели до такого состояния исторические памятники, — говорят люди, обратившиеся в редакцию. — Битва за Революционную еще не завершена и мы призываем всех честных людей поддержать нас и не дать чиновникам осуществить разрушительный план, который окончательно уничтожит одну из самых красивых и ценных исторических территорий нашего города.