Приземлившись вчера в Лондоне, включил айфон и стал просматривать новости.
Оказалось, что главное событие едва ли не во всем мире -- видеоклип некоей девочки из белорусской деревни, читающей рэп "Я из деревни!". Просмотрел, пока стоял в очереди на паспортный контроль. Возникшее после первых аккордов чувство гадливости так и не смог перебороть до самого конца. Досматривал "глазами биолога", не имея ни малейшего желания улыбнуться.
Наверное, чтобы смеяться над этой "катастрофой человеческого разума", нужно было родиться в цивилизованной стране. Но я родился в "совке", который не переношу каждой частью своего тела. Еще в те годы насмотрелся на "я из деревни" и "не будем носить короткое и узкое". Собственно, вот такие подросшие девочки и поливали меня на собраниях разных уровней за длинные волосы и узкие/широкие брюки. Слава Богу, "совок" в муках помер и ушел из моей жизни. Потом настиг меня уже в зрелом возрасте, вернувшись "отрыжкой" в виде мелкого колхозного диктатора, полагающего, что имеет хоть какое-то представление о вкусе.
Помню, как в 1991-94 годах, внезапно получивший право голоса народ, клял "упавший уровень культуры" и "засилье низкопробными поделками" в сфере искусства. И это в то время, когда начали свободно издаваться произведения Быкова и Ермаловича; открываться галереи - не только в Минске, но и в областных центрах; появились первые попытки снимать независимое кино; стали рождаться новые театры...
Прошло почти 18 лет. Девочка на национальном канале читает колхозный рэп на потеху человека, уровень культуры которого не смогли повысить даже двадцать пять лет, проведенные в столице европейского государства. И не просто не смогли повысить, но и опустили страну до его уровня - директора совхоза, предел культурного уровня которого - стоящее в углу квартиры пианино "Беларусь", крышку которого никто из членов семьи никогда не открывал.
Не веселит меня эта девочка, даже при всем желании относиться к жизни с иронией. Может быть потому, что "я из города".