Беларусь не хочет платить России за экспорт нефтепродуктов по действующей схеме.
И надеется перейти к механизму межбюджетного распределения экспортных пошлин на нефтепродукты, сообщил РИА «Новости» источник в белорусских органах госуправления. Такой механизм уже действует в отношении импортных пошлин на товары, поступающие на территорию Таможенного союза. Но, как считают российские аналитики, эта инициатива не найдет сегодня поддержки у российской власти, пишут naviny.by.
Впервые информация о возможном пересмотре вопроса уплаты экспортных пошлин на нефтепродукты появилась месяц назад. «Страны Таможенного союза рассматривают вопрос о единой формуле распределения экспортных пошлин. Подходы в отношении экспортных пошлин могут быть такими же, как и в отношении импортных», — заявлял тогда пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Савиных.
В настоящее время ввозные (импортные) таможенные пошлины собираются и полностью распределяются между национальными бюджетами Беларуси, России и Казахстана в соответствии с нормативами, установленными трехсторонним соглашением. Доля Беларуси — 4,70%, Казахстана — 7,33%, России — 87,97%.
Беларусь намерена добиваться того, чтобы единая формула действовала и при распределении экспортных пошлин, в частности, на нефтепродукты.
По действующим нефтяным договоренностям Беларусь уплачивает в российский бюджет 100% экспортных пошлин на нефтепродукты в обмен на беспошлинный импорт российской нефти. За 2011 год в российский бюджет была перечислена приличная сумма — 3,07 млрд. долларов.
Власти предусмотрительно позаботились о том, чтобы пошлины не имели прямого отношения к платежному и торговому балансу Беларуси, и соответственно, не ухудшали статистику внешней торговли. «Тем не менее, это существенные платежи для Беларуси, — признал заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов. — Вопрос по экспортным пошлинам есть».
По итогам первых двух месяцев 2012 года Беларусь уплатила в российский бюджет 660,7 млн. долларов экспортных пошлин. По прогнозам аналитиков, отчисления за весь нынешний год превысят прошлогодний показатель.
Добавить нефтедолларов в российский бюджет придется в связи с ростом поставок нефтепродуктов на внешние рынки. К примеру, за январь-февраль текущего года белорусский экспорт нефтепродуктов увеличился по сравнению с январем 2011-го на 127,9%. Эксперты предсказывают существенный рост экспорта и по итогам всего 2012 года.
Да и сами экспортные пошлины растут. C начала 2012-го ставка экспортной пошлины на нефть, вывозимую за пределы территории Таможенного союза (ТС), увеличилась с 397,5 до 460,7 (то есть, на 15,8%) доллара за тонну. Единая ставка экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты также выросла по той причине, что с 1 октября 2011 г. она унифицирована на уровне 66% от пошлины на нефть. Всего же с начала года пошлина на светлые и темные нефтепродукты выросла с 262,3 до 304 долларов за тонну (рост на 27,3%).
По оценке аналитика ИФД «Капиталъ» (РФ) Виталия Крюкова, «пошлины на нефтепродукты продолжат постепенно повышаться. Соответственно, общий объем пошлин на нефтепродукты, перечисляемый Беларусью в российский бюджет, думаю, будет увеличен».
Однако Беларусь хотела бы решить вопрос по изменению подходов к уплате экспортных пошлин на нефтепродукты в оптимально короткие сроки. Это и понятно: каждый день отсрочки — это многотысячные потери.
«В минувшем году РФ несколько раз меняла налоговую политику в нефтяной отрасли. Не исключено, что в этом году она вновь поменяется, однако белорусская сторона в этот процесс никак не включена», — пояснил РИА «Новости» позицию белорусской стороны источник в органах госуправления.
Аналитик института «Энергетика и финансы» (РФ) Сергей Агибалов сомневается, что в этом году что-то изменится в части уплаты экспортных пошлин на нефтепродукты на территории Таможенного союза. По словам эксперта, прежде чем применять к пошлинам на нефтепродукты ту же формулу, что и при ввозных пошлинах, для начала надо отработать механизм распределения.
«А этот механизм пока не идеален. Необходимо проанализировать, насколько распределение ввозных таможенных пошлин на сегодня справедливое. Но чтобы все изучить, потребуется определенное время», — сказал Агибалов.
Еще в прошлом году Россия намекала, что может предложить увеличить свою долю при распределении ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран Таможенного союза, если доля фактически уплаченных пошлин будет стабильно превышать текущий расчетный коэффициент.
Как показал мониторинг Федеральной таможенной службы России, с 1 сентября 2010 года по июнь 2011 года объем фактически уплаченных в этот период в РФ импортных пошлин составил более 91% от общего объема пошлин, уплаченных (взысканных) на единой таможенной территории Таможенного союза.
«В случае если подобные дисбалансы, наблюдаемые по результатам мониторинга, будут носить устойчивый характер, такая тенденция может послужить причиной инициирования российской стороной консультаций между государствами-членами Таможенного союза по вопросу о корректировке нормативов распределения ввозных таможенных пошлин, установленных соглашением», — заявлял Минфин РФ.
По мнению Сергея Агибалова, эти спорные вопросы по оптимизации действующей системы распределения импортных пошлин Россия не оставит в нынешнем состоянии, «так что пока инициатива белорусской стороны не найдет поддержки у российского правительства».