Министр иностранных дел Швеции заявил, что санкции будут сняты после освобождения и реабилитации всех политзаключенных.
Но это не снимет всех проблем в отношениях Брюсселя с Минском, подчеркнул Карл Бильдт в интервью «Радыё Свабода».
- Господин Бильдт, думаете ли вы, что Восточное партнерство может на самом деле действовать без Беларуси, которая в нем фактически не присутствовала в течение двух последних лет?
- Оно может действовать, но, безусловно, было бы лучше, если бы Беларусь участвовала в нем. Однако это зависит исключительно от Беларуси, а не от нас.
- Что касается политзаключенных в Беларуси, вы повторяете, что все они должны быть освобождены. А что с вашим другим требованием - реабилитацией политзаключенных? Вы все еще этого требуете?
- Да, мы требуем их освобождения и их реабилитации. Мы довольны тем, что были освобождены Андрей Санников и его коллега. Это мы можем только приветствовать. Но это только двое политзаключенных. Когда я разговаривал с Андреем Санниковым, он сказал мне, что условия в тюрьме, мягко говоря, далеки от удовлетворительных. Поэтому как с политической, так и с гуманитарной точки зрения, мы будем твердо требовать освобождения и реабилитации политзаключенных.
- Что министры иностранных дел Евросоюза понимают под словом «реабилитация»?
- Я не думаю, что мы давали формальное определение этому слову, но мы наверняка сможем распознать, если такая реабилитация наступит.
- Вы сказали, что говорили с господином Санниковым. Какой мессидж он передал Евросоюзу?
- Во-первых, он сказал, что он очень благодарен за поддержку, которую он и другие политзаключенные получили от нас. Он думает, что наша позиция была одной из основных причин - если не самой основной - того, что он относительно свободен, то есть находится не в тюрьме. Второй посыл, который мы передали друг другу, это то, что мы будем продолжать этот политический курс. Это вопрос освобождения и реабилитации всех политических заключенных. Пока это не произойдет, этот курс не изменится.
- Если случится так, что все остальные политзаключенные будут освобождены, то тогда будут приостановлены санкции?
- Если все политзаключенные будут освобождены, то мы приостановим санкции и вернемся к ситуации, которая была в начале декабря 2010 года. Это не значит, что мы снимем все проблемы. В этом году в Беларуси будут «парламентские выборы». Мы будем призывать белорусские власти, чтобы они пригласили международных наблюдателей и провели эти выборы свободно и справедливо. Эти требования останутся. Но я говорю здесь о санкциях, которые связаны с политзаключенными после декабря 2010 года.
- Некоторые из послов Евросоюза вернутся в Минск на этой неделе, но потихоньку. Почему потихоньку? Почему не будет никаких публичных заявлений на этот счет?
- Потому что это не относится к нашей политике. Мы никогда не хотели отзывать наших послов из Минска. Так сделал господин Лукашенко, когда он де-факто выдворил двух наших послов. Среди нас существует принцип солидарности, и поэтому мы отозвали всех наших послов. Но решение в этом деле сейчас не на нашей стороне, а на стороне Лукашенко. Он должен позволить вернуться всем нашим послам. Мы хотим, чтобы они вернулись. Это была его инициатива, чтобы они были отозваны.
- Контактировали ли Вы со Шведской хоккейной федерацией в связи со встречей Международной хоккейной федерации в следующем месяце и вопросом хоккейного чемпионата в Беларуси в 2014 году?
- Нет, я не контактировал. Я думаю, что этот вопрос надо оставить исключительно им. Я думаю, что они знают наше мнение, и я думаю, что они знают ситуацию в Беларуси. Они примут свое собственное решение.
- Если ничего не случится в Беларуси, то вы будете за то, чтобы чемпионат мира по хоккею состоялся в этой стране?
- Мне никогда не хотелось давать политические советы различным спортивным федерациям о том, что им нужно делать. Я думаю, что они отметили, что мы, Совет министров иностранных дел ЕС, выразили в прошлом месяце свою озабоченность этим конкретным вопросом.