Но урегулирование конфликта с ЕС Лукашенко хочет использовать для укрепления власти.
В ответ на освобождение двух из 15 белорусских политзаключенных Совет министров иностранных дел Евросоюза 23 апреля не стал расширять санкции в отношении Минска, ограничившись лишь обсуждением ситуации в Беларуси, напоминает «Deutsche Welle».
ЕС не исключает и полного снятия санкций, которые были введены после разгона 10 декабря 2010 года демонстрации протеста оппозиции, а также последовавшей за этим волны репрессий в отношении противников Александра Лукашенко. Но, как подчеркнул глава МИД Швеции Карл Бильдт, отмена санкций будет возможна только после выхода на свободу и реабилитации всех белорусских политических узников.
Кредиты лучше санкций
Неожиданное освобождение из колонии экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и его доверенного лица Дмитрия Бондаренко свидетельствует о том, что белорусские власти опасаются как перспективы ужесточения санкций со стороны ЕС, так и возможной отмены проведения в 2014 году в Минске чемпионата мира по хоккею.
Кроме того, гарантий безоблачных отношений в будущем не дает Лукашенко и Россия во главе с президентом Владимиром Путиным. Тем более что Москва уже предоставила Минску все возможные льготы при поставке энергоносителей и теперь собирается только требовать выполнения обещаний о приватизации с участием российского бизнеса некоторых госпредприятий. Белорусская экономика нуждается в новых кредитах, а обещанный Антикризисным фондом ЕврАзЭс очередной транш в 440 миллионов долларов так и не поступил в страну. Именно из-за торможения приватизационных процессов.
Торг с Западом
В этой ситуации Александр Лукашенко решил вновь поиграть с Западом. На кону - судьба политзаключенных. Белорусский правитель хочет начать торг, выставляя ЕС условие о полном снятии санкций.
Хотя Лукашенко утверждает, что в стране нет политзаключенных, он одновременно требует от находящихся за решеткой оппозиционеров написания прошений о помиловании, публично называет их бандитами и при этом обещает амнистировать. Правда, не скоро - к 3 июля, к официальному празднику - Дню Республики.
За это время белорусский лидер хочет выяснить, что помимо отмены санкций в обмен на политузников, ставших фактически заложниками, может ему предложить Запад.
И какие козыри в связи с возможным потеплением отношений с Евросоюзом можно будет предъявить задерживающей кредит Москве. Недавнее заявление главы Нацбанка Надежды Ермаковой о возможности возврата к сотрудничеству с МВФ указывает на то, что Минск очень нуждается в финансовых ресурсах.
Условия ставит Европа
В Брюсселе прекрасно понимают, что Лукашенко намерен использовать освобождение политзаключенных только для получения определенных дивидендов, расширения для себя пространства для политического маневра и - в конечном итоге - для укрепления своей личной власти. Мы это уже видели в 2008 году, когда на свободу вышел экс-кандидат в президенты Александр Козулин.
Но белорусские власти едва ли смогут навязать Евросоюзу свои условия - слишком несопоставимы возможности. Кроме того, Лукашенко в Брюсселе никто не верит на слово. Поэтому-то ЕС и настаивает на вышеуказанной последовательности: сначала освобождение и реабилитация всех политзаключенных и только потом снятие санкций.
Европа дает режиму в Минске время на исправление ошибок. И одновременно предлагает белорусскому обществу диалог о политической и экономической модернизации страны, идею которого официальные власти уже подвергли резкой критике. Лукашенко и его окружение вправе рассчитывать на подключение к этому диалогу только после выполнения главного условия – освобождения, а также безоговорочного и полного восстановления гражданских прав всех 15 политзаключенных.