Ежегодно из системы государственного здравоохранения Беларуси увольняется до двух тысяч специалистов.
Около 10% из них уезжают за границу. Удастся ли Минздраву притормозить отток кадров к 2015 году и есть ли чем удерживать врачей в Беларуси, выясняет «Завтра твоей страны».
Где в Беларуси найти такую зарплату?
Во втором квартале этого года в Смоленске открывается Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Центр уже комплектован кадрами на 97 процентов. Есть среди них и белорусы. На работу в Смоленск собираются медики из Витебской областной больницы, Минского городского центра травматологии и ортопедии.
— Поступило очень хорошее предложение, от которого не хочется отказываться, — признается один из тех белорусских врачей. В высокотехнологичном травматологическом центре, оснащенном самым современным оборудованием, ему предлагают и должность неплохую, и зарплату повыше.
В российских регионах тоже существует дефицит врачей. И россияне, естественно, заманивают в центр хороших специалистов из соседней Беларуси.
— В Смоленске будут проводиться операции по замене коленных, тазобедренных, плечевых суставов, операции на позвоночнике. Мы все эти операции давно и успешно проводим в Беларуси, — отмечает собеседник.
Запустить центра на полную мощность планируется уже летом. Ежедневно в нем будут выполняться до двадцати сложнейших операций. Следовательно, и зарплаты еще подрастут. К тому же из Беларуси россияне приглашают на работу травматологов со стажем, которым будут доверять проведение наиболее сложных, а значит, и высокооплачиваемых операций.
В Министерстве здравоохранения Беларуси актуальности кадровой проблемы не скрывают. В последние годы отток кадров остается приблизительно на одном уровне.
— Ежегодно до двух тысяч специалистов уходят из государственного здравоохранения, -- говорят в управлении кадровой политики Минздрава. — Половина из них — те, кто выходит на пенсию, получает инвалидность, меняет семейное положение. Около 10 процентов уезжают в поисках лучшей работы за границу.
По словам чиновников, чаще из государственного здравоохранения увольняются молодые специалисты, количество врачей пенсионного возраста увеличивается.
— Как только закончиться срок отработки по распределению, уеду работать в Польшу, -- говорит Светлана, недавняя выпускница Белорусского государственного медицинского университета. — У меня есть возможность получить «карту поляка», а это очень большое преимущество при трудоустройстве. Несколько моих знакомых врачей так уже уехали.
Сразу на должность врача в Польше выпускников белорусских медвузов не берут, даже если есть опыт работы. Свои знания необходимо подтвердить на специальном экзамене, сдать, который, к слову, непросто.
— Но пока готовишься к экзамену, можно подрабатывать дежурантом в клинике. Кроме того, выплачивается стипендия. В месяц совокупный доход может составлять до 1-1,5 тысяч евро, — подсчитывает Светлана.
Где в Беларуси молодой доктор может получить такую зарплату? Да еще и гарантии на будущее.
Отток кадров — заболевание хроническое
О том, что дефицит кадров в медицине — заболевание хроническое, заговорили еще в 2007 году. И тогда одним из спасительных рецептов было предложено увеличить наборы в медицинские вузы страны. Минздрав решил, что, «покрыть» естественную убыль врачей можно новоиспеченными дипломированными специалистами.
С 2007-го по 2010 год число поступавших на первый курс медвузов выросло с 3679 до 4450 человек. И уже в прошлом году на работу в лечебные учреждения были распределены около 2 тысяч выпускников. В этом году дипломы врачей получат еще более 2,5 тысяч вчерашних студентов, в 2013 году — около 3 тысяч.
В Министерстве здравоохранения уверены, что благодаря молодым специалистам уже через два года кадровый проблемы в белорусском здравоохранении не будет. И чтобы не столкнуться с новой проблемой — переизбытком кадров, с этого года решено снова уменьшить приемы в медицинские университеты. Набор сократили более чем на тысячу. Для сравнения: в 2011 году на первые курсы медвузов было зачислено 3215 человек.
Но врачей все равно не хватает. В некоторых регионах показатель укомплектованности кадрами даже снижается. Например, Брестская область обеспечена медиками на 76%, Могилевская — на 67%. Есть районы, где укомплектованность врачами составляет менее 50%. Если открыть сайт Управления занятости Мингорисполкома и посмотреть актуальные вакансии, то в числе самых востребованных специалистов будут медики. Врачи нужны буквально всем медучреждениям столицы. Не хватает терапевтов, травматологов, кардиологов, реаниматологов.
Жилье и зарплата
В Республиканском профсоюзе работников здравоохранения считают, что проблема с медицинскими кадрами в областных центрах и Минске стоит острее из-за бытовой неустроенности. Если в райцентрах и на селе местная власть старается выделить медикам благоустроенное жилье — служебное помещение или даже собственный дом или квартиру, то в больших городах квартирный вопрос решается очень медленно .
— В Минске на 1 января 2012 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло около 4170 медицинских работников, — приводит статистику председатель минского профкома работников здравоохранения Людмила Кобятко. — Из них врачей — 1087, в том числе 199 молодых специалистов.
Но жильем врачей в столицу не привлекают. В прошлом году столичным медикам было выделено по государственным расценкам почти в два раза меньше квартир, чем в позапрошлом: в 2010 новое жилье получили 230 столичных медработников, в 2011-м только 131 человек смог улучшить свои жилищные условия.
Не удовлетворены медики и своей заработной платой. Сегодня средняя зарплата по отрасли составляет 3 миллиона 400 тысяч. Зарплата молодых специалистов ниже средней еще на 16–20%. Пресловутые 500 долларов и выше зарабатывают только те врачи, которые выполняют высокотехнологичные операции и проводят интенсивную терапию. Недавно Пленум Витебского обкома профсоюза работников здравоохранения принял обращение к Совету Министров и своему отраслевому министерству. Витебские медики считают, что назрела необходимость кардинального изменения подходов к оплате труда медработников с учетом дифференцированной оценки сложности, квалификации, характера, интенсивности, результата и качества их труда.
— Профсоюз постоянно поднимает вопрос оплаты труда медиков в Совете министров, мы говорим о том, что оклады врачей должны быть высокими и составлять основу зарплаты, — говорит заместитель председателя Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения Вячеслав Граньков. — Но в тоже время все понимают, что исходить надо из реальных возможностей…
Россия стала хорошим рынком для белорусских медиков
Чтобы специалисты оставались в медицине, нужна мотивация, убежден экс-министр здравоохранения Игорь Зеленкевич.
— Удержать могут только стимулы — материальные и моральные. Штаб отрасли должен предпринимать серьезные шаги, чтобы остановить отток кадров из белорусского здравоохранения, потому что сегодня Россия стала хорошим рынком для белорусских медиков, — отмечает Игорь Зеленкевич.
Экс-министр напоминает, что в России и зарплаты выше, и отрасль развивается очень динамично. В 2007 году правительство Российской Федерации приняло постановление о строительстве двенадцати федеральных центров высоких медицинских технологий. Смоленский Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования — один из них.
И если несколько лет назад из Беларуси в Россию наблюдался отток кардиологов и кардиохирургов, то сейчас уезжают травматологи, молодые врачи разных специализаций.
— Для России очень выгодно, не вкладывая лишние ресурсы, получить хороших специалистов из Беларуси, — говорит Игорь Зеленкевич.
В принципе, как отмечают эксперты, трудовая миграция — нормальный процесс. Рынок — это ведь не только перемещение капитала и товаров, но в том числе и свободное перемещение трудовых ресурсов.
— Едут туда, где платят. Люди думают о своем профессиональном росте, благополучии своих семей. А государство должно позаботиться, как эти условия им создать, — резюмирует Игорь Зеленкевич. И добавляет: в Беларуси надо еще менять и отношение к врачам, повышать статус профессии.