Отечественной продукции будет сложно выдержать конкуренцию с потоком товаров, который хлынет в страну с началом функционирования Единого экономического пространства.
А все белорусские магазины со временем будут поглощены крупными сетями, прогнозируют эксперты, пишет «Завтра твоей страны».
Когда ждать захвата рынка, и почему холдинги ведут в тупик?
Торговля: конкуренция, монополизация и коррупция
Белорусской торговле поставлен неутешительный диагноз: низкая производительность труда и плохие экономические результаты.
По данным Республиканской конфедерации предпринимательства, сохраняется низкий уровень рентабельности: по продовольственным товарам — около 2%, по непродовольственным — до 3%.
— Этого недостаточно для расширенного воспроизводства. Лидеры российского ритейла, например, имеют рентабельность продаж на уровне 5-6%. Высок риск обострения конкуренции, — отмечает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
В ближайшие три года только в Минске планируется построить около 60 крупных торгово-развлекательных центров, что радикально изменит ситуацию. В Молодечно, например, это уже произошло — практически не осталось тех, кто начинал торговый бизнес.
Негативным фактором остается нестабильность взаимоотношений с поставщиками. Велик уровень взаимной необязательности. Процесс держится в основном на человеческих отношениях. Актуальны в торговле и такие проблемы, как низкая квалификация кадров и нехватка персонала.
— Как в колхозах, используем тех работников, кто есть в наличии, — поясняет Виктор Маргелов.
Тем временем в торговые сети пускают далеко не всех и не на равных условиях. Приходится предусматривать дополнительные расходы. А все затраты в конечном итоге закладывать в цену.
— Почему у нас так слабо развиваются фермерские хозяйства? В том числе и потому, что они не знают, куда продать произведенное. Крупные хозяйства монополизировали связи с торговлей. Фермер производит ровно столько, сколько сможет осенью продать. Хранилища строить дорого, даже государство не справляется с этой задачей, — отмечает руководитель бизнес-союза.
Регионы ставят «таможни» на пути товаров
В числе фактов недобросовестной конкуренции Виктор Маргелов называет установление барьеров для торговли на границах различных регионов Беларуси, когда предприятия заставляют принимать на реализацию продукты только местного производства.
Могилевская область, например, стремится максимально ограничить поставки на свою территорию водки из других регионов страны. Причина — у Климовичского ликеро-водочного завода имеются серьезные финансовые проблемы и ему нужны стабильные гарантированные доходы.
Впрочем, представители государственных органов не считают, что это плохо.
— С Климовичским заводом происходит вот что: в результате неграмотных действий руководства предприятие доведено до банкротства. Возникла задолженность перед бюджетом. Бюджетные средства предприятие использовало на финансирование своего развития — выплату зарплаты, закупку нового оборудования, — говорит начальник главного управления подакцизных товаров и электронных технологий Министерства по налогам и сборам Владимир Муквич.
По всем экономическим правилам государство должно было забрать у должника деньги и закрыть завод. Однако власть учитывает, что это градообразующее предприятие. Возникают варианты: обеспечить конкуренцию на рынке или сохранить производство, рабочие места. В итоге принято решение предоставить заводу господдержку в виде рассрочки и отсрочки налоговых перечислений и других платежей в бюджет.
Однако, в принципе, начальник главного управления МНС согласен, что проблема региональных «таможен» существует.
— Если бы Климовичский ЛВЗ мог свободно выйти в торговую сеть каждого региона страны, ему было бы гораздо легче решать свои проблемы, — считает Владимир Муквич. — Но ведь другие регионы ограничивают поставки его продукции на свою территорию. Вот и могилевские власти вынуждены так поддерживать своего производителя.
На белорусском рынке есть и другие примеры «недобросовестного поведения».
— Вот прошлым летом гречки не хватало. Но отдельным торговым организациям отгружали ее по 70 тонн, а другим – по 100 килограмм, — рассказывает Виктор Маргелов. — То же самое и с мясной продукцией, птицей. Отдельные торговые предприятия активно проводят демпинговые мероприятия. Цена у них более чем на 20% ниже отпускной цены крупного оптовика. В стране все еще есть те, кто имеет доступ к дешевым ресурсам.
Даже такой крупный игрок рынка, как сеть магазинов «Сделай сам», по словам эксперта, не может напрямую купить плитку у «Керамина». Специалисты предприятия направляют их в фирменный магазин. А наценка там составляет 30%.
— Это типичное монополистическое проявление, — отмечает Виктор Маргелов. —А «Коммунарка» в предновогодний сезон разослала своим партнерам письмо, в котором проинформировала, что хорошие конфеты поставит только по предоплате. Хотя обычно фабрика дает отсрочку платежа.
Предложение собирать предприятия в холдинги и распределять производство, чтобы товары не повторялись, эксперт считает неэффективными.
— На наш взгляд, все, кроме свободной конкуренции, — тупиковые направления развития, — резюмирует Виктор Маргелов.
Бизнес-ассоциации предлагают создать в Беларуси сообщество добросовестного бизнеса, куда бы вошли все заинтересованные стороны. Комиссии этой организации могли бы решать проблемы внутри деловой среды, а потом вносить согласованную позицию в госорганы.
Национальную торговлю опутывают зарубежные сети
Заместитель министра торговли Ирина Наркевич считает, что недобросовестная конкуренция грозит белорусской торговле в первую очередь со стороны крупных торговых сетей. Минторг намерен обеспечить более эффективное движение товаров, расширение ассортимента. Кроме того, планируется оптимизировать импорт, хотя о запрете речь не идет.
Государство будет совершенствовать антимонопольное регулирование, чтобы не допустить захвата рынка торговыми сетями. Предполагается также стимулировать размещение магазинов пошаговой доступности в жилых кварталах, не допустить вымывания из торговли малого и среднего бизнеса.
— В Минске доминирование на рынке торговых сетей, скажем, на уровне 20-30% маловероятно, а в регионах, даже в областных центрах — это вполне возможный вариант, — полагает Ирина Наркевич. — Пока их доля не так велика. Например, на сеть магазинов «Рублевский» (44 магазина) приходится примерно 0,4% товарооборота, на «Евроторг» (57 магазинов, в том числе 15 в Минске) — от 4,7% до 28% в зависимости от региона, на «Простор» (5 магазинов, из них 4 в Минске) — 2,7-4,1%.
Директор ЗАО «Универсам Юбилейный 92» Владимир Нерозя уверен, что у национальной торговли нет перспектив без жесткой работы с поставщиками.
— В Беларуси говорят о хороших перспективах торговли, о новых планах по ее развитию. Но в свете зарубежного опыта это — пройденный этап, — отмечает эксперт. — Если внедрим все, что напланировали, только через несколько лет, то опять останемся в хвосте. Не надо ничего придумывать, надо брать за основу то, что работает за рубежом и оперативно внедрять.
Белорусская торговля находится в неравных условиях с иностранными сетями, отмечает Нерозя.
— Они и не думают скрывать, заранее оговаривают, что будут импортировать все больше, — говорит директор магазина. — Белорусский товар для них невыгодный. Владимир Нерозя прогнозирует, что со временем все белорусские магазины будут проданы сетевикам. На рынке четко прослеживается тенденция скупать магазины, формировать сеть и перепродавать ее.