На заседании Совета по правам человека при президенте России обсуждалась ситуация в Беларуси.
Правозащитники сказали Дмитрию Медведеву о том, что российский МИД отмечает нарушения только в тех странах, которые критикуют Москву, но при этом сложнейшие проблемы прав человека в странах-союзниках России остаются незамеченными, а критика в их отношении в международных организациях блокируется российскими дипломатами, сообщает РИА Новости.
Член Совета Юрий Джибладзе заявил, что российские дипломаты иногда делают заявления о ситуации с правами человека в других странах исходя из принципа «око за око, зуб за зуб», отмечая нарушения только в тех странах, которые сами критикуют Россию, а проблемы в странах-партнерах остаются незамеченными, критика в их отношении в международных организациях нашими дипломатами блокируется.
В качестве примера Джибладзе привел ситуацию в Туркменистане и Беларуси.
В первом случае государство настойчиво стимулирует российских граждан либо отказаться от гражданства РФ, либо покинуть территорию Туркменистана, а Россия в свою очередь усугубляет нарушение их прав, приостановив процедуру обмена заграничных паспортов России.
Говоря о проблемах Беларуси, Юрий Джибладзе назвал ситуацию с правозащитником Алесем Беляцким, который осужден на 4,5 года «за якобы уклонение от налогов, а на самом деле за многолетнюю принципиальную позицию и работу в области прав человека». По мнению Джибладзе, для решения этого вопроса Россия почти ничего не делает.
В рамках встречи Джибладзе передал президенту обращение по делу Беляцкого, подписанное членами Совета.
«Наша страна, стремящаяся иметь ведущее положение в мире, не может и не должна игнорировать проблему прав человека не только у себя дома, но и в соседних странах. С того, кому многое дано, и кто претендует на многое, и спрос больший, и ответственность должна быть более серьезной», - заявил правозащитник.
В ответ Медведев заявил, что не идеализирует российское внешнеполитическое ведомство.
«МИД у нас такой, как есть, у него есть и сильнее стороны чичеринско-молотовской школы, и не очень сильные. И я сам, как руководитель государства, неоднократно к этой теме обращался, но я все-таки не могу согласиться вот с чем. Конечно, МИД должен занимать адекватную позицию, но считать, что МИД кусает только тех, кто кусает нас, это не вполне справедливо», - ответил Медведев.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что, например, в определенный период и ему, и МИДу пришлось «сделать весьма жесткие заявления, касающиеся соблюдения прав в Беларуси, в Украине». Он отметил, что это «действительно очень близкие страны», и по целому ряду дел, которые рассматриваются в настоящее время, на Россию «очень сильно обижались».
«Тем не менее, это была и моя позиция, и я МИДу давал указания, в части преследования политических противников - это абсолютно неприемлемо, это бросает тень и на само государство, например, если говорить об Украине, и на тех, кто такие решения принимает. Можно ненавидеть друг друга, можно говорить все, что угодно в полемическом задоре, и в пылу политической борьбы, но когда на скамье подсудимых и в тюрьме оказываются участники президентской гонки, прямые соперники по политическому процессу, это, как минимум, вызывает огромное недоумение, даже с учетом наших богатых тоталитарных традиций», - сказал Медведев.