Не успели Россия и Беларусь заключить «молочный мир», как конфликт на очередной виток вывел «Газпром», который требует погасить долг за газ.
Позиционная политическая борьба продолжается, и Кремль, по словам экспертов, демонстрирует жесткие намерения – Москве надоело кормить постоянно конфликтующего соседа, пишет Газета.Ру.
«Газпром» потребовал от Беларуси погасить задолженность за газ. Агентство РИА «Новости», со ссылкой на сотрудника российского посольства в Беларуси, сообщает, что монополия направила белорусским контрагентам письмо с требованием выплатить 231 млн. долларов.
Эта сумма образовалась в результате того, что в первом квартале 2009 года Беларусь вместо 210 долларов за 1 тыс кубометров российского газа платила только 150 долларов. Соглашение об этом было заключено на межправительственном уровне, однако никак не было оформлено юридически. Именно этим сейчас и воспользовался «Газпром».
«Сумма не слишком крупная, – говорит начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. – Однако белорусская экономика сейчас переживает трудный период, и в этой ситуации выплата 231 млн. долларов может оказаться весьма болезненной». По словам Разуваева, стороны, безусловно, могли бы договориться о рассрочке или кредите, но – лишь в обычных условиях.
А нынешние российско-белорусские отношения нормальными назвать никак нельзя.
Требование «Газпрома» является лишь очередным витком российско-белорусского противостояния, первым проявлением которого стала так называемая «молочная война». Россия запретила ко ввозу почти все молочные продукты белорусского производства (1200 видов), мотивируя это тем, что их документация не соответствует российскому законодательству. В ответ на это Александр Лукашенко демонстративно отказался от посещения очередного саммита Организации Договора о коллективной безопасности в Москве, назвав впоследствии его решения нелегитимными.
В среду стороны урегулировали «молочный» вопрос, подписав соглашение, которое, по словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, устраивает и Россию и Беларусь. Но претензии «Газпрома» – это новое четкое и недвусмысленное выражение позиции Кремля, что российско-белорусские отношения должны претерпеть изменения.
«Россия начала прагматизировать отношения с Беларусью, и это правильно, – говорит старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – С нашей стороны было слишком много преференций – и льготная цена на газ (самая низкая среди всех клиентов «Газпрома»), и стабилизационные кредиты, и доступ к российскому рынку – 90% сельскохозяйственного экспорта Беларуси идет в Россию».
В ответ на это России достаются только обещания: Беларусь обещала создать единое государство; обещала перейти на единую валюту; обещала оказать поддержку ОДКБ; обещала признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Ничего этого Беларусь не сделала.
«Лукашенко пытается лавировать между Россией и Европой, ему нужны деньги, – объясняет Абзалов. – Однако сейчас Кремль ставит вопрос жестко – Беларусь должна выбрать, кто ее настоящий партнер».
Учитывая, что у Европы денег сейчас нет, а Россия может себе позволить оказать поддержку Беларуси, Абзалов уверен, что стороны в ближайшие недели придут к компромиссу. «Еще какое-то время будет идти вялотекущая пикировка, не перерастающая в откровенную войну, а потом Россия и Беларуси договорятся, так как наши страны очень плотно связаны друг с другом, – считает политолог. – Мы зависим от Беларуси в военно-политическом плане (на территории соседей размещены наши ПВО), а Беларусь зависит от нас экономически».
Впрочем, просто так Москва Беларуси ничего не отдаст и не простит. «Нельзя жить за деньги соседа и при этом ему хамить, – говорит Александр Разуваев. – Решением нынешнего вопроса могла бы стать приватизация стратегических белорусских активов (которую, кстати, Лукашенко тоже давно обещал). В первую очередь речь идет о нефтехимических предприятиях – «Роснефть», ЛУКойл и тот же «Газпром» были бы заинтересованы войти в их капитал».
Скорее всего Россия поднимет вопрос и о «Белтрансгазе». «Газпром» официально владеет половиной компании, однако с Беларусью нельзя быть уверенным ни в чем, так что, скорее всего, Россия потребует контроля над «Белтрансгазом», – считает Абзалов.
Но есть и риск того, что Беларусь в очередной раз попробует сыграть на своем статусе транзитера и попросту перекроет газовую, или даже нефтяную трубу.