Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Является ли преступлением фальсификация материалов уголовного дела?

11.05.2012 политика
Является ли преступлением фальсификация материалов уголовного дела?

Почти в любой стране такой вопрос будет воспринят как неудачная шутка. У нас же он чрезвычайно актуален.

В конце зимы широкий резонанс получила история об обыске в квартире новополоцкой активистки Ольги Дамаскиной и ее сына Дмитрия Рыжиченко. Во время обыска были изъяты компьютерная техника и носители информации. Однако после обыска Ольга обнаружила пропажу флэш-карты, которая не была занесена в протокол и сообщила об этом в милицию. Впоследствии в протоколе обыска была дописана флэш-карта, и это было видно даже не вооруженным глазом, она была дописана другой ручкой. Именно на этой флэшке и была обнаружена дискредитирующая Дмитрия информация. По словам Дмитрия Рыжиченко, сотрудники спецслужбы сами записали эти файлы на указанную «флэшку».

При этом в городе против семьи была развернута настоящая травля. По местному телевидению был показан сюжет, где Дмитрия обвинили в том, что он является членом ультраправой организации. Самого его сотрудники местного отдела КГБ на протяжении долгого времени склоняли к «сотрудничеству», а точнее, к доносительству на товарищей и свою мать, которая является членом БНФ. Давило на семью и руководство Новополоцкого политехнического колледжа, где учился Дмитрий. Причем, матери заявили, что сын не сможет учиться в колледже, т.к. по его специальности изучается химия, и он будет, ни много ни мало, «как Коновалов» Директор колледжа Ляхович открытым текстом заявил, что если они не заберут документы по собственному желанию, то найдется причина для отчисления. Причина «нашлась». Появился задним числом вынесенный выговор, и Дмитрия отчислили якобы за неуспеваемость и прогулы занятий без уважительной причины.

Кроме того, при возвращении домой вечером в арке своего дома Дмитрий был избит неизвестными лицами, которые не установлены до сих пор. Милицией в возбуждении дела по данному факту было отказано.

В марте Дмитрий Рыжиченко подал в прокуратуру жалобу о фальсификации материалов уголовного дела, где указал на то, что в протокол обыска была внесена флэш-карта, которая изначально не изымалась, пропали изъятые в ходе обыска сетевой шнур и блок питания от компьютера и потребовал привлечь виновных к уголовной ответственности.

Обыск проводился сотрудниками местного КГБ и ОВД Новополоцкого горисполкома в связи с уголовным делом, возбужденным еще в апреле 2010 года в связи с появлением в городе неких надписей на стенах. Именно в КГБ  и были доставлены изъятые в ходе обыска вещи. Постановление об обыске выдано Следственным комитетом. В ходе обыска из дома пропала флэш-карта, которая фактически не изымалась и не была внесена в протокол обыска. Это подтверждает фотография протокола, сделанная Ольгой Дамаскиной на мобильный телефон. Тем не менее, в последствии Рыжиченко был приглашен в отделение Следственного комитета, где в ходе осмотра изъятых предметов на флэш-карте были обнаружены материалы, к которым он не имеет отношения. Ему также был предъявлен протокол обыска, в который уже вписана «флэшка».

На днях Дмитрий Рыжиченко получил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе проверки, проведенной городским отделением Следственного комитета, были опрошены участники обыска, а также изучены фотографии из телефона Дамаскиной. Установлено, что флэш-карта действительно внесена в список изъятых вещей позже. Сотрудниками ОВД Новополоцкого горисполкома нарушены ч.3 и ч.6 статьи 193 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, а также ч. 2 ст. 212 УПК РБ. Таким образом, флэш-карта является недопустимым доказательством. В то же время, согласно материалам проверки, в действиях сотрудников ОВД Новополоцкого горисполкома не выявлено умышленных действий, направленных на фальсификацию доказательств. Пропавшие вещи также возвращены сотрудниками милиции уже в ходе проверки. По фактам допущенных нарушений постановлено направить представление в ОВД Новополоцкого горисполкома.

Однако такой ответ оставляет больше вопросов. «Крайних» нашли, но кто в действительности фальсифицировал доказательства по уголовному делу? Как можно неумышленно «стащить» из дома флэш-карту, записать на нее «нужную» информацию и вписать в протокол обыска? Почему по явному факту попытки фальсифицировать доказательства, не возбуждено уголовное дело? Что бы было с молодым человеком, если бы его мать не проявила бдительность и не сфотографировала протокол обыска?

Поэтому возвращаясь к вопросу, заданному в начале статьи, скажем: улики подбрасывать пока нельзя, но за это уже не наказывают. Будьте бдительны. Никто кроме вас самих ваших прав не защитит. И если у вас ничего не нашли при обыске, не факт, что оно потом не найдется и в уголовном деле.

«Нам удалось добиться главного, признать информацию, находящуюся на флэш-карте вписанную в протокол обыска после подписания его всеми присутствующими недопустимым доказательством. Но, несмотря на это мы будем обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку возникает много вопросов в отношении этой проверки. Во-первых неизвестно с какой целью вещи изъятые при обыске на квартире где проживает Дмитрий Рыжиченко на несколько дней доставлялись в Полоцкий МРО УКГБ по Витебской области и лишь после были переданы следователю Новополоцкого ГО Следственного комитета.  Во-вторых, неизвестно, в чьих именно руках находилась флэш-карта и какие манипуляции были проделаны с ней, до ее внесения в протокол обыска. В- третьих сам протокол составлен с нарушением УПК, и страшно подумать, что было бы если бы Ольга вовремя не забила тревогу и не обратилась к правозащитникам», - комментирует ситуацию правозащитник Сергей Устинов.

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]