По сравнению с январем-апрелем прошлого года официальная численность работающих в режиме неполной занятости увеличилась в Беларуси более чем в 4 раза.
Как государство собирается решать эту проблему? «Завтра твоей страны» обнаружило на сайте Министерства финансов Беларуси занимательный документ под названием «Памятка для граждан, заинтересованных в дополнительном заработке в условиях неполной занятости».
«Пытаясь адаптироваться к существующим экономическим условиям, граждане стремятся найти дополнительные источники дохода. Особенно эта проблема актуальна для граждан, работающих в условиях неполной занятости», - говорится в памятке Минфина. И хотя про кризис ни слова – только про «существующие экономические условия», распространяя такую памятку, государство признает проблему – в стране нарастает неполная занятость.
Как сообщает Белстат, в январе-апреле 2009 года в Беларуси 233,5 тыс. работников организаций (это 6,6% от среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе - апреле 2008 года данный показатель составлял 1,6%).
Что же готово помочь правительство людям, которые получают сегодня 2/3 оклада или вовсе отправлены в вынужденный отпуск без оплаты? В период кризиса оно даже не пытается организовать дополнительные бесплатные курсы, чтобы обучить людей, лишившихся возможности трудиться в полную силу.
Зато гражданам, имеющим и желающим использовать возможность получения дополнительного заработка, в памятке предлагают обратить особое внимание на следующие виды деятельности:
1. Дневной уход за детьми.
2. Чистка и уборка жилых помещений.
3. Репетиторство.
4. Услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции.
5. Услуги по дроблению зерна.
6. Выпас скота.
Эти виды подработки хорошо известны в народе (разве что услуги по дроблению зерна выглядят экзотической новинкой), и во все времена использовались для получения дополнительных доходов, причем, как правило, черным налом. Но теперь благодаря бурной либерализационной деятельности государства занятие этими видами деятельности, оказывается, не требует регистрации юрлица или ИП, а также получения каких-либо разрешений или лицензий – о чем и напоминает Минфин в своей памятке.
Кроме вышеперечисленных видов деятельности, государство нашло для граждан еще несколько прорывных способов заработка, опять-таки не сильно стремясь быть оригинальным.
Этот способ дополнительного заработка для тех, кому не хватало на жизнь, был известен и в советские времена, когда некоторым небольшим семьям или пенсионерам приходилось сдавать комнаты, чтобы как-то выжить. Но речь, вероятно не о тех, у кого одна квартира, а о тех, кто благодаря льготным кредитам или каким-то серым заработкам умудрился построить себе пару-тройку квартир за время белорусского процветания. Вопрос только в том, а не стала ли эта политика разбазаривания государственных средств одним из толчков к нынешней неполной занятости тех, кто все эти годы не мог даже льготный кредит оплатить?
Далее Минфин рассказывает о прелестях ремесленной деятельности. Портнихи, вязальщицы, вышивальщицы всегда подрабатывали на дому. Правда известны случаи, когда бдительные граждане стучали на своих соседей, что у них целый день гудит швейная машинка. Но эта деятельность если и считалась сколько-нибудь прибыльной в советские времена, то лишь потому, что был дефицит всего. Сегодня же при ударной работе китайского да и белорусского легпрома заработать на шитье почти нереально. Зато заниматься этим ремеслом женщины могут абсолютно легально.
«Мужская» часть ремесленной деятельности более обширна, но также связана с ручным трудом -- мелкий ремонт и изготовление инвентаря, столярка, кузнечное дело. Тут, конечно, есть «рынок». Тот, кто в условиях неполной занятости начнет заниматься по рекомендации Минфина, например, выращиванием сельхозпродукции, возможно, столкнется с необходимостью постоянного ремонта сельхозинвентаря, потому что на новый просто не хватит полученных доходов.
К тому же у ремесленников есть неоспоримое конкурентное преимущество – им не надо вести государственную статистическую отчетность. Вот только как бы широкое развитие такого вида подработки не привело к увеличению статистики потребления алкоголя, потому что все знают, в каком эквиваленте обычно оплачиваются такие услуги.
Ну и последний хит Минфина – агроэкотуризм. Когда неполная занятость в основном отмечается среди городского населения, а агротуризмом могут заниматься только те, кто имеет собственность в сельской местности, работникам заводов предлагают в качестве дополнительного заработка заняться агроэкотуризмом.
Для чего же все-таки Минфин написал эту памятку о тех способах подработки, о которых любой работящий неленивый человек, нуждающийся в деньгах, и без того знает? А чтобы напомнить заодно, что, во-первых, несмотря на отсутствие необходимости регистрации надо будет заплатить налоги, а во-вторых, по многим видам деятельности нужно еще и внести определенную плату до начала осуществления такой деятельности. Хотя в «существующих экономических условиях» было бы неплохо рассмотреть сначала вопрос об уменьшении суммы уплаченного налога с дополнительного заработка на сумму недополученного дохода по основному месту неполной занятости.