Один из лидеров российской оппозиции Гарри Каспаров принял участие в Форуме Свободы в Осло.
Политик вручал почетную премию Вацлава Гавела диссидентам из Китая, Бирмы и Саудовской Аравии. В эксклюзивном интервью «Радыё Свабода» он поделился видением российско-белорусских отношений.
- Зачем Путину Лукашенко?
- Невозможно ответить односложно на этот вопрос. Во-первых, для Путина в данной ситуации каждый диктатор, который сохранился, - важная моральная поддержка. Поэтому Владимир Путин поддерживает и будет до конца поддерживать Башара Асада. И с учетом тех тенденций, которые определились после «арабской весны», любая угроза диктатуре в ближнем зарубежье воспринимается Путиным как угроза ему. Очевидно, что при Лукашенко в Беларуси никогда не будет ничего даже похожего на демократию. Путина это устраивает.
- Свидетельствуют ли последние разгоны митингов в Москве, что Путин идет путем Лукашенко?
- Я бы не сказал, что это путь Лукашенко. Это на самом деле дорога любого диктатора. Наклонная плоскость имеет только одно направление движения. Есть очевидная логика в том, что с какого-то момента диктаторы, которые хотят пожизненно управлять страной, вынуждены все больше усиливать свою позицию и применять все более агрессивные меры в отношении несогласных. Поэтому Путин движется по этому пути. Конечно, у него есть какие-то ограничения, в связи с тем, что, в отличие от Лукашенко, он все-таки вынужден оглядываться на реакцию мира. Но понятно, что это все становится менее и менее важным. Так или иначе последствия от каких-либо жестких мер по разгону или, не дай Бог, по расстрелу как-то отразятся в будущем. Диктаторы чувствуют, что их власти несогласные угрожают уже сегодня. Поэтому такое единство действий и методов, которое демонстрируют Путин и Лукашенко, как мне кажется, вписывается в историю развития любой подобной диктатуры.
- Если вы придете к власти, каким образом будут развиваться российско-белорусские отношения?
- Давайте надеяться на то, что в ближайшем будущем нам удастся добиться перемен в России и Беларуси без каких-либо страшных потрясений. К сожалению, Лукашенко и Путин демонстрируют твердость оставаться до конца любой ценой. И вопрос в том, какой ценой обойдется народу России и народу Беларуси отход от диктатуры. На эту цену будет влиять то, каким будет общество. Мне кажется, что изменения в России немедленно приведут к изменениям в Беларуси. Не исключено, что верно и обратное. Падение Лукашенко (хотя мне сложно представить, как это произойдет в ближайшее время) также может сильно повлиять на ситуацию в Москве. Я думаю, что на сегодняшнем этапе путинский и лукашенковский режимы уже повязаны. Очевидно, насколько могущественнее Путин, настолько Лукашенко зависим от Путина. При этом это генетическое родство никак не скрыть. Поэтому, я надеюсь, что с исчезновением этого генетического уродства, которое сегодня паразитирует на теле России и на теле Беларуси, удастся наладить нормальные отношения двух стран, которые близки друг другу и которые, я уверен, будут очевидными союзниками в долгосрочной исторической перспективе.
- Независимыми или в рамках Союза?
- Мне кажется, это вопрос, который не нужно сейчас решать. Я вообще сторонник широкой евразийской интеграции. Потому что с моей точки зрения, только общее экономическое пространство от Владивостока до Лиссабона дает надежду, что половина России не станет Китаем в ближайшей исторической перспективе. Поэтому мне кажется, союз России, Беларуси, и Украины будет успешно реализовываться в рамках общего европейского пространства. Я бы видел в исторической перспективе именно эту европейскую интеграцию. Мы все принадлежим этому европейскому дому с известными оговорками, что сегодня европейский проект переживает кризис. Все это понятно. Тем не менее, исторический вектор для России и Беларуси я бы видел в европейском, западном направлении.