Всякий находит себе занятие по душе и отдается ему со всем оппозиционным пылом.
Решительно не понимаю, с чего вдруг литовский министр Ажубалис заговорил об усталости – не от белорусской оппозиции в целом, как он поспешил уточнить, а от ее поддержки, да еще от ее разобщенности, да от отсутствия внятной общей позиции по палаточным выборам. В общем, «они устали» - такой текст когда-то советские зеки татуировали на собственных ногах. И все насчет зека становилось понятно, и с мнением Ажубалиса все понятно, и со многими западными лидерами, которые, может, и не высказываются публично, но тоже устали, - и с ними все понятно.
Вот только мне, например, совершенно непонятна их усталость. Вы посмотрите, как здорово, весело, творчески можно жить, действовать и содействовать в нашей стране, а иногда – даже за ее пределами! Движуха, однако! Всякий находит себе занятие по душе и отдается ему со всем оппозиционным пылом.
Усс борется за внесение изменений в избирательный кодекс, то ли не желая, то ли не умея понять, что в нынешней Беларуси хоть американскую Первую поправку к Конституции официально прими, хоть все законы измени до неузнаваемости, - все равно они не работают. Так что при диктатуре бессмысленно менять законы, а не систему, но кого это волнует? Чем бы дитя ни тешилось, в конце концов…
Бородач, общаясь исключительно с зеркалом, создает с самим собой правительство в изгнании, причем объясняет своему отражению в зеркале крайнюю важность собственных действий и их несомненную эффективность с таким богатством стиля и логики, что вызывает в памяти хрестоматийное армейское «сигнал к атаке – три зеленых свистка».
КХП-БНФ предлагает Зенону Позняку участвовать в президентских выборах, а Зенон Позняк важно обещает подумать – при том, что их активиста Коваленко убивают в тюрьме. Ну и пусть убивают, думать надо о будущем. Перспективное планирование – вот отличительный знак настоящих зрелых политиков. «Говори правду» борется с китайцами, ибо нет в природе большего зла, - и еще за великую честь принять “Дажынкі” в Рогачеве. И это, несомненно, стратегически правильно. А «Рух «За свабоду» и вовсе борется за место для пикника, чтобы отметить годовщину, и это тоже крайне важно.
Немалое количество умных, интеллигентных, образованных людей часами и сутками просиживают штаны, чтобы на выходе гордо назвать себя «шестеркой», забыв об абсолютно, вечно, стопроцентно отрицательной коннотации самого этого слова (нормальный человек никогда не станет шестеркой, но, опять же, кого это волнует?), и тратят жизнь на выяснение вопроса, участвовать ли в палаточных выборах, будто от этого хоть что-нибудь зависит. Почтеннейший Сергей Иванович Калякин и вовсе проводит аналогии с ЮАР времен апартеида, когда Нельсон Мандела сидел в тюрьме 27 лет, а его соратники, оказывается, все это время участвовали в парламентских выборах. Ну и что с того, что во времена апартеида соратников Нельсона Манделы не только к участию в выборах, но и к избирательным урнам не допускали, - зато метафора красивенькая!
Вот так посмотришь со стороны – абсурд, фарс, гиньоль. Но кто сказал, что должно быть иначе? Кто сказал, что оппозиция должна ходить строем и говорить хором? Для хорового исполнения вполне хватит простого «жыве Беларусь!», а остальное пусть будет индивидуальным. Кто сказал, что с хаосом нужно бороться чем-то, кроме самого хаоса? Кто сказал, что противопоставлять абсурду нужно единую стратегию, одобренную Европой? Как говорил бунтовщик Херея из пьесы Альбера Камю «Калигула», «сражаться можно с тиранией. С бескорыстным злом надо хитрить. Надо помогать ему созреть, дожидаться, пока его логика перерастет в абсурд». 19 декабря показало, что мы имеем дело уже не с тиранией, а с бескорыстным злом, когда кровь - не назидание другим, а самоцель. И логика этого зла уже доросла до абсурда. Так зачем противопоставлять ему стройные схемы? Может, только абсурдом и можно победить эту диктатуру? После 19 декабря все поняли, что народное недовольство и даже народный гнев не детонируют. Так, может, в нашей ситуации сдетонирует нечто бредовое? К примеру, найдется некий чудак, который объявит, что Беларусь спасет от диктатуры только перекрашивание всех скамеек в городских парках в маренго. Этот чудак соберет в социальных сетях пару сотен таких же фриков, и все они двинут с ведрами и кистями перекрашивать скамейки. И это вдруг сработает. Лет через сто ему поставят на главной площади Минска памятник цвета маренго, а всех нас отважные архивисты выбросят из истории после отчаянных попыток воссоздать причины наших действий, да еще и скажут: «Странные они какие-то были. Непонятно, чего хотели?»
А самое абсурдное в том, что мы все хотим одного и того же. Просто с разной силой любви к самим себе. И с разной силой ненависти к диктатуре.
Ирина Халип, для charter97.org