Увы, все самые жуткие преступления творят обычные «добрые» люди.
Не без печальной улыбки прочитал статью политолога Сергея Богданова на страницах «Нашай Нівы». Автор пытается ответить на вопрос «кто или что есть белорусский режим» По его мнению, режим состоит из небольшого числа консерваторов, стоящих у власти, иными словами – это Лукашенко и его окружение. Все остальные – чиновники, милиция, актеры, учителя, рабочие – это невинные, чистые по своей сути люди, никак не связанные с режимом. Но если ситуация выглядит так, как описывает автор статьи, то как же получается, что пара сотен людей способны удерживать в повиновении целую страну с населением более 9 миллионов вот уже 17 лет? Каким образом, при помощи каких технологий им удается это делать? Или, быть может, белорусский режим – это не группка людей, а несколько сот тысяч или даже миллионы граждан? А может быть, существующий режим это не они, это – мы?
Все мы являемся составной частью системы, пока ее терпим, пока соглашаемся с политическим абсурдом, проникшим во все уголки нашей жизни. Пока ходим на несуществующие выборы, субботники и парады, пока отворачиваемся в сторону, закрываем глаза, когда кого-то бьют, арестовывают, сажают в тюрьму, делая вид, что нас это не касается, оправдывая себя тем, что ничего не можем сделать.
Почему бы, например, актерам Купаловского театра, о которых вспоминает Сергей Богданов, в знак солидарности с сидящими в тюрьме оппозиционерами, голодающим Коваленко взять и не объявить забастовку или же массово уволиться. Это было бы событие! Это была бы гражданская позиция тех, кто не ассоциирует себя с режимом.
Искусство – это оружие, которое может быть направлено как в диктатуру, так и в общество. Недаром Владимир Ленин призывал сделать его «винтиками и колесиками одного единого великого социал-демократического механизма». В Беларуси, похоже, искусство, как и образование, все же служат режиму, а не обществу.
Почему бы, к примеру, преподавателям вузов не объявить забастовку, когда их коллег увольняют, а студентов исключают из вузов за оппозиционную деятельность? Однако этого не происходит, более того, находятся те, кто желая выслужиться, еще и влепит двойку такому студенту, чтобы ректор университета, гордо подняв голову, заявил, что студент исключен за неуспеваемость. И это ведь не единичный случай!
Учителя, рабочие, чиновники – все они молчат, так как знают, что их никто не поддержит, потому что они сами никого не собираются поддерживать в противостоянии с режимом. Вот и получается, что все мы по отдельности против режима, а вместе за него.
Сегодняшнее молчание и бездеятельность не оправдаешь незнанием и неинформированностью людей. Беларусь все же не Северная Корея. Любой гражданин страны имеет все возможности узнать о том, что происходит в стране, как и кто ею правит. Поэтому молчание – это сознательный выбор. А пока добро молчит – зло торжествует!
И совершенно не важно, что мы сами никого не убиваем, не избиваем, не осуждаем, не сажаем в тюрьму. Лукашенко ведь тоже не делает это собственными руками, как не делал этого Гитлер, Ленин, Сталин. Разве Лукашенко так всемогущ и вездесущ, что мультиплицировавшись вместе с Зайцевым, Евсеевым, Кулешовым разгоняет и избивает людей, увольняет с работы, ежедневно вещает с ТВ о том, что в стране все хорошо и замечательно, пишет и читает лекции по идеологии? Если все происходящее вокруг нас зло творим не мы и не Лукашенко собственной персоной, то кто же его творец? Ответ очевиден – это делают обычные граждане страны, у которых есть дети, которые ходят каждый день в магазин, ездят на работу, гуляют по паркам и, может быть, где-то в глубине души даже ненавидят Лукашенко и не голосуют за него на выборах. Но что с того, если такие же тайные ненавистники режима эти выборы фальсифицируют? Может быть, ненависть таких людей к режиму настолько сильна, что для того, чтобы ее скрыть от окружающих, необходимо еще сильнее выражать к нему свою любовь и доказывать свою верность?
Увы, все самые жуткие преступления творят обычные «добрые» люди. И именно эти обычные люди и крутят жернова системы, которая уничтожает их самих. К сожалению, понимание этого приходит слишком поздно.
Поэтому не стоит так уж категорически отделять общество от режима: каждый из нас, уживаясь с нынешней политической системой, равнодушно смотрящий на произвол ею творимый, является гарантом ее стабильности. Остается ждать и надеется, что кто-то освободит нас от нас самих.
Павел Усов, Белорусский центр европейских исследований