Министр иностранных дел Литвы рассказал о возможностях влияния ЕС на ситуацию в Беларуси и в Украине.
Аудронюс Ажубалис ответил на вопросы о строительстве АЭС в Литве, Беларуси и Калининградской области России, а также о том, что может сделать Литва и ЕС для изменения ситуации в Беларуси и Украине. Приводим выдержки из интервью политика европейскому порталу EurActiv (перевод - charter97.org).
- На прошлой неделе правительство Литвы дало окончательное разрешение на реализацию планов, направленных на сокращение зависимости от русских источников энергии, в том числе, по строительству новой атомной электростанции. Каков ваш ответ на озабоченность других государств-членов ЕС, учитывая вопрос ядерной безопасности?
- Мы получили очень позитивный отклик со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и лично от его генерального директора Юкиа Амано. Наши проекты очень хорошо защищены. Оценка воздействия на окружающую среду была сделана в 2009 году. Были идеальные ответы от всех соседних стран.
Нас беспокоят неясные проекты, которые разрабатываются в Беларуси и Калининградской области. Здесь мы не видим ясности. На свои вопросы мы получаем ненадежные ответы. Участники конвенции Эспоо в настоящее время сделали официальный запрос в Беларусь о проекте АЭС. Но никаких ответов нет, только пропагандистские лозунги.
- Вы сказали, что руководство Беларуси продает суверенитет страны в Россию. Что это означает?
- Они берут кредиты, которые не в состоянии погасить. Они продают акции своих стратегических предприятий, например «Белтрансгаз». Они продают «Беларуськалий», который является одним из крупнейших производителей и экспортеров удобрений. Они продают, потому что не получают кредитов от ЕС. Это связано с их политикой в области прав человека. К сожалению, таким образом, они шаг за шагом продают независимость своей страны.
- Что может сделать Литва, как часть ЕС, в ситуации с правами человека в Беларуси?
- Мы должны действовать вместе — также, как во время отзыва наших дипломатов из Минска. Только единство может сохранить эффективность нашей позиции относительно четких и целенаправленных санкций.
- Учитывая случай Юлии Тимошенко, есть ли смысл смешивать политику, права человека и спорт?
- Да. Речь идет о судьбах людей. Мы должны принимать меры для давления на руководство Украины всеми возможными средствами, чтобы оно стало более открытым и более уважительно относилось к гражданскому обществу и оппозиции. С другой стороны, мы не должны закрывать двери Европы для Украины.