Департамент исполнения наказаний МВД Беларуси подготовил проект закона «Об амнистии», который уже внесен на рассмотрение в правительство.
Попадут ли под амнистию политзаключенные? С таким вопросом «Радыё Свабода» обратилось к правозащитникам.
По словам Павла Сапелко, закон об амнистии один из самых сложных по конструкции и имеет свою специфику:
«С учетом тех обстоятельств, которые будут изложены в законе об амнистии, скорее всего, под его действие могут попасть в лучшем случае считанные единицы политзаключенных из числа тех, кто осужден не за тяжелые преступления. Я могу назвать тех, кто точно вряд ли выйдет после принятия этого закона: это Николай Статкевич и Николай Автухович. Те, кто отбывает наказание в тюрьмах, однозначно считаются злостными нарушителями режима отбывания наказания. Они, как правило, вообще никогда не подпадают под действие амнистии. Все остальные в той или иной степени могут рассчитывать на нее - либо в части сокращения срока, либо в части освобождения их от дальнейшего отбывания наказания. Если говорить о механизмах освобождения и минимальной реабилитации политзаключенных, то закон об амнистии вовсе не тот инструмент, который можно считать эффективным».
По словам бывшего политзаключенного, руководителя информационно-просветительской учреждения «Платформа» Андрея Бондаренко, под эту амнистию могут попасть только те, кто не является «злостным нарушителем» условий содержания. Он прогнозирует, что в таком случае под амнистию могут попасть максимум трое политзаключенных:
«В первую очередь должен попасть Павел Северинец, потому что у него есть все для этого возможности. А больше практически никто. Дмитрий Дашкевич - нет, Николай Статкевич - точно не попадет, Францкевич - не попадет. Здесь у каждого надо смотреть, какое у них состояние дел, выписывались ли на них акты за неподчинение или невыполнение каких-то требований, за нарушение режима содержания. Даже если бы Статкевич или Дашкевич подпадали под эту амнистию, то я уверен, что нашлись бы какие-то нюансы, которые бы были прописаны исключительно под политзаключенных. Политзаключенные в Беларуси сейчас - это предмет торговли. И просто так, на законных основаниях, власть, безусловно, никого из них отпускать не будет. Объявленная амнистия была в большей степени направлена на то, чтобы увлечь общественное мнение несколько в другую сторону. Хотя изначально было понятно, что основные политзаключенные по амнистии на свободу не выйдут».