Самостоятельно найти работу выпускнику крайне непросто, а той, что находится, большинство молодых специалистов недовольны.
Таковы в общих чертах результаты опроса, проведенного проектом rabota.TUT.by. Опрос проводился среди тех выпускников, кто не подпал под распределение.
Как сообщила naviny.by пиар-менеджер проекта Елена Проскурина, в ходе опроса выпускников 67,78% из них сообщили, что недовольны тем местом работы, которое получили сразу после окончания вуза.
Говоря о проблемах с трудоустройством, 64% выпускников основной причиной отказа в принятии на работу назвали отсутствие опыта, а около 40% в качестве такой причины называют несогласованность рынков труда и образовательных услуг. Почти 33% опрошенных считают, что их шансы получить хорошую работу сразу после университета увеличило бы наличие развитых межведомственных связей между вузами, предприятиями и государством.
Те, кому удалось получить хорошую работу сразу после университета, считают, что им, в первую очередь, помогли личные качества, например, коммуникабельность и ответственность, самостоятельность и исполнительность. Характерно, что 10,4% опрошенных во время учебы получили опыт работы, проходили стажировки, что в последующем позволило им найти хорошее место. Немаловажную роль, по мнению соискателей, играет широкий кругозор и наличие знаний в различных областях (10%).
Авторы исследования отмечают, что молодые специалисты оценивают свой уровень профессиональных и практических знаний, а также осознание карьерных целей на три балла и ниже по пятибалльной шкале. При этом адаптивность и гибкость, а также общая активность была оценена респондентами на четыре и пять баллов.
Примечательно, что процентное соотношение опрошенных соискателей, получивших технические специальности и гуманитарные, практически одинаковое. Как выпускники технических, так и выпускники гуманитарных вузов сталкиваются с одними и теми же проблемами при поиске первой работы.
Председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин считает, что нынешний уровень подготовки выпускников белорусских вузов оставляет желать лучшего: «Случается, что новоиспеченные юристы не знают элементарных вещей, например, сроков исковой давности, а выпускники экономических специальностей путают выручку и прибыль. Таких молодых специалистов нет смысла брать в эффективно работающую организацию, а там, куда их распределяют, платят копейки. Отмечу, что при невысоком уровне подготовки требования по зарплате у многих выпускников завышены».
Как считает Сергей Балыкин, «тотальная образованщина, то есть массовое приобретение высшего образования», оборачивается рядом проблем. Когда люди получают образование для галочки, обучение превращается в формальность. И студенты, и преподаватели понимают, что на практике многие знания не пригодятся, и в результате формируется своеобразное отношение к учебному процессу. Одним словом, качество снижается.
Обусловлено же стремление к высшему образованию тем, что в соответствии с трудовым законодательством диплом о высшем образовании порой требуется там, где он и не нужен: «Есть инженеры, которые выполняют работу техников и вполне могут обойтись без инженерного диплома. Зачем высшее образование требуется от секретаря приемной руководителя, рядового специалиста отдела продаж? Люди получают диплом правдами и неправдами, и у них растут амбиции».
Сергей Балыкин уверен, что Беларуси необходимо усилить подготовку специалистов со средним специальным образованием. Если бы у нас не требовалось высшее образование там, где оно не нужно, говорит он, и был поднят престиж среднего специального образования, мы бы имели достаточно много практико-ориентированных специалистов. И экономике это пошло на пользу.
Этому, к слову, может способствовать и двухступенчатая система получения высшего образования с практико-ориентированной магистратурой. Ведь не всем, отмечает Балыкин, нужно заниматься научной деятельностью, что предполагает высшее образование на второй его ступени. И с поисками работы многое упростилось бы.