Продажу самолета Туркменбаши боятся комментировать не только в «Белавиа», но и в Turkmenistan Airlines.
Переговоры о приобретении белорусской стороной самолета Boeing-767-300ER бывшего президента Туркменистана Сапармурата Ниязова велись. Это подтверждают в Turkmenistan Airlines, сообщает «Еврорадио».
«Это вопрос очень было таким... скурпулезным и на таком уровне не решался, на моем уровне. Продали или не продали, я не могу на это ответить. Дико извиняюсь, но это секретные документы авиакомпании», - сказал один из сотрудников авиакомпании.
Другой сотрудник Turkmenistan Airlines дал понять, что вопрос продажи мог иметь положительный результат:
«Я не могу без разрешения руководства такие сведения разглашать, понимаете. Может, это секрет, а я выдаю вам секрет, я не могу так вот сказать. Но я вам и так уже много сказала».
В международном авиационном реестре следующую запись: «Boeing 767-32K 33 968 926 EW-001PB Belavia ferried 08 may 12 ASB-SAW, for VIP use ex EZ-A700». В истории самолета указано, что он перешел на баланс «Белавиа» от Turkmenistan Airlines и предназначен для перелетов VIP-лиц. Похоже, что это именно VIP-Boeing покойного Туркменбаши Сапармурата Ниязова.
Заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец уклоняется от ответа на вопрос об этой записи:
«Коммерческих самолетов 767 (Boeing-767-300ER) у нас нет. Остальные вопросы - это эксплуатация правительственных самолетов. Пожалуйста, обращайтесь в Управление делами президента - они отвечают за все остальные самолеты в Беларуси».
Ничего про новый воздушный транспорт для Лукашенко не знает и его пресс-секретарь Павел Легкий:
«Я не обладаю никакой информацией относительно того самолета, о котором вы говорите. Я могу констатировать лишь тот факт, что в Москву не так давно мы летали на 737 Boeing».
Как сообщал сайт charter97.org «Белавиа» и Turkmenistan Airlines заключили договор о продаже белорусской стороне бывшего в употреблении самолета Boeing-767-300ER.
Самолет с серийным заводским номером 33968/926 ранее носил регистрационные знаки EZ-A700 и служил в качестве представительского транспорта президента Ниязова. После его смерти в декабре 2006 года воздушное судно осталось в правительственном авиаотряде Туркменистана, однако следующий президент Гурбангулы Бердымухамедов на нем не летал.
Договоренность о покупке/продаже самолета якобы была достигнута во время визита Бердымухамедова в Минск, который состоялся 27—28 апреля.
Первый «Боинг» Лукашенко, 737-800BBJ в модификации Business Jet, имеет регистрационный знак EW-001PA, который отличается всего на одну букву.
Цена Boeing-767-300ER на международном рынке составляет от 124 до 160 миллионов долларов в зависимости от модификации. Однако «Боинг» Ниязова был эксклюзивно изготовлен в VIP-варианте: в отделке салона применена натуральная кожа и ценные породы дерева, а сантехника в душевой и туалетах выполнена с использованием драгоценных металлов и камней.
Кроме того, самолет покойного Туркменбаши оборудован всеми известными видами правительственной связи (в том числе спутниковой), системой предотвращения поражения ракетами класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», а также снабжен парашютным оборудованием.