Если бы он был предвыборной программой, Сергей Михалок победил бы на любых выборах.
«Я считаю альбом «Рабкор» группы «Ляпис Трубецкой» лучшей пластинкой года на русском языке, - пишет музыкальный обозреватель журнала «Русский репортер» Наталья Зайцева. - И не только потому, что мне симпатичны анархистские взгляды Сергея Михалка».
Группа «Ляпис Трубецкой», в 90-е игравшая ироничный поп-шансон, сегодня стала рок-группой номер один на всем постсоветском пространстве: более актуального рок-н-ролла, чем их левацкие песни, сейчас попросту нет.
«Рабкор» силен и идеологически, и музыкально. Если бы он был предвыборной программой, Сергей Михалок победил бы на любых выборах.
В Беларуси группа давно стала музыкальным символом борьбы с режимом Лукашенко. На концерты «Ляписов» в России и на Украине приезжают автобусы с белорусскими поклонниками, которые не могут послушать запрещенную группу на родине и потому машут бело-красно-белыми оппозиционными флагами на концертах за границей. Михалок «невъездной» в собственную страну. Об этом в новом альбоме есть душераздирающая (если перевести с белорусского) песня «Цмок ды Арол» — о расставании с родиной и семьей.
И таков весь альбом: в нем почти не осталось стеба, свойственного предыдущим релизам (даже после перековки в анархистский ска-панк Михалок был и остается большим шутником), зато много кровоточащих гимнов свободе.
Михалок поет о жизни в авторитарном государстве, о том, как важно «не быць скотам» — с одной стороны, грамотно сохраняя художественную дистанцию по отношению к реальности (фамилии Лукашенко и Путина не звучат, хотя угадываются более чем легко), а с другой — соприкасаясь с ней плотнее, чем кто-либо. «Бандиты в погонах, бандиты в кабинетах, бандиты на визитках, бандиты на монетах. // Криминал онлайн, реалити-шансон. На мигалках катит блатной гондон». Тексты «Рабкора» состоят из одних существительных и по силе и точности напоминают футбольные кричалки.
Первая и самая сильная песня альбома — «Не быць скотам!» — написана на стихи Янки Купалы, пролетарского поэта начала ХХ века, белорусского классика. Похоже, Михалок и сам становится пролетарским классиком. А анархистский панк-рок — реинкарнацией классического рока в России.