Сегодня в Минск снова прибывает представительная российская делегация, возглавляет которую председатель Совета Федерации Федерального собрания России Валентина Матвиенко.
Официальные пропагандисты не перестают восхищаться динамизмом и результативностью двусторонних отношений, оппозиция этого восторга не разделяет, а Европа втайне надеется, что ближайший союзник научит белорусскую власть адекватности, пишет «Независимая газета».
Парламентская делегация пробудет в Минске два дня. Планируется, что Валентина Матвиенко встретится с Александром Лукашенко, сообщило госинформагентство «Белта». Также в плане пребывания – переговоры в парламенте и подписание соглашения о сотрудничестве между «советом республики» «национального собрания» Беларуси и Советом Федерации Федерального собрания России. Частые посещения российских делегаций – свидетельство «динамично развивающихся» двусторонних отношений, утверждают белорусские официальные источники. Несмотря на краткосрочность недавнего визита Владимира Путина в Минск, его итоги остаются темой номер один в белорусском информационном пространстве.
Правда, если государственные пропагандисты отмечают «значительный прогресс» и «хорошие перспективы», то оппозиция и независимые эксперты этих восторженных оценок не разделяют. «Я бы не сказал, что в ходе этого визита достигнут некий прорыв в белорусско-российских отношениях», – считает лидер партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин. Политик напоминает, что решение о выделении очередного транша кредита в 440 млн. долл. и начало кредитования строительства АЭС – это не некие новые проекты, а ранее достигнутые договоренности, реализацию которых просто «притормозили» до визита Путина. По его мнению, отсутствие новых тем и неких сенсационных результатов – признак того, что в ближайшее время Минску не стоит ждать от Москвы неких дополнительных преференций. «Минску нужно думать, как выполнять обязательства, взятые на себя, ступая на путь создания Единого экономического пространства, других союзов и образований», – считает Калякин. К тому же он, как и многие наблюдатели, обращает внимание на краткосрочность визита. Напомним, Путин прилетел в Минск поздно вечером в четверг, а рано утром в пятницу уже покинул белорусскую столицу. Это, по мнению лидера левых, также свидетельство того, что Беларусь – не единственный интерес России. И уж тем более у официальных пропагандистов нет повода так умиляться по поводу того, что свой первый визит Владимир Путин совершил именно в Минск. Это объясняется «даже с географической точки зрения», считает он. «Рано утром Путин улетел в Германию и Францию, затем отправляется в Китай на заседание ШОС, затем – в Казахстан. Любой иной маршрут попросту был бы нелогичным с географической точки зрения», – уверен Калякин.
Еще один оппозиционный политик – экс-кандидат в президенты Дмитрий Усс, который, как писала «НГ», встречал российского президента обращением и уверял в том, что Лукашенко только мешает реализации интеграционных проектов Путина, обращает внимание на организацию визита. «Путин опоздал в Минск на три часа! Это хозяйский жест со стороны Кремля – Путин чувствует себя хозяином», – считает он. По мнению политика, сенсационные договоренности о продаже белорусской госсобственности были. Просто широкой общественности о них не сообщили. Он считает, что Лукашенко пообещал продать МАЗ и нефтеперерабатывающие заводы.
Политик уверен, что и в Европу Путин поехал, чтобы среди прочего «решить белорусский вопрос». «В Европе российский президент будет отдуваться за младшего брата, который ведет себя с Европой неадекватно», – полагает Усс. «Если это так, то к 3 июля на свободу выйдут все политзаключенные Беларуси», – рассуждает он, и тем самым Путин даст понять всем, что «ситуация контролируется российским руководством – плотно и четко».
Европейские политики неохотно и осторожно комментируют российско-белорусские отношения. Например, известный своими откровенными высказываниями министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский и вовсе отказался говорить на эту тему. «Мы не комментируем отношения соседних государств с другими государствами», – сказал он вчера журналистам.
Правда, днем ранее был несколько более разговорчив еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле. Он уточнил, что хорошие отношения Москвы и Минска «в интересах» Брюсселя и всех стран – членов ЕС. Правда, для самой Беларуси характер выстраивания отношений с Москвой несколько иной, чем с ЕС, согласился политик. «В отношениях Москвы с Минском, как видно, нет предварительных условий, которые есть в отношениях Брюсселя с Минском. У нас есть такие предварительные условия, связанные с освобождением политзаключенных и уважением наших ценностей и принципов», – сказал он. Осторожность высказываний европейских политиков может объясняться не только их дипломатичностью, но и тайной надеждой на то, что через российское руководство можно будет повлиять на не совсем адекватного Лукашенко, полагают в Минске.