Об этом сообщили в Совете Федерации, который предлагает в срочном порядке поставить вопрос о заключении договора с Ливией, который позволил бы осужденным в этой стране гражданам РФ отбывать наказание на родине. В то же время российская сторона не собирается вмешиваться в дела ливийского правосудия и не дает ему оценку.
"Нам необходимо, прежде всего, скоординировать свои усилия с Украиной и с Беларусью и действовать в вопросе освобождения наших граждан не поодиночке. Тогда ливийские власти будут иметь дело с согласованной позицией трех государств, глядишь, и дело продвинется. С другой стороны, если необходимо, то давайте срочно поставим вопрос о заключении с Ливией договора, который позволит нашим гражданам отбывать наказание на родине", - сказал во вторник "Интерфаксу" первый вице-спикер Совета Федераций Александр Торшин.
Военный трибунал Ливии в минувший понедельник приговорил к различным срокам заключения группу контрактников из России, Украины и Беларуси. Один из двоих российских граждан, которого сочли координатором этой группы, приговорен к пожизненному заключению, еще 23 человека, среди которых 19 украинцев, трое белорусов и один россиянин, осуждены на десять лет заключения и исправительные работы. Их обвинили в пособничестве свергнутому режиму М.Каддафи.
Анализируя эту ситуацию, А.Торшин обратил внимание на то, что в основном под раздачу попали граждане бывшего СССР - России, Украины и Беларуси. "Мы знаем, что режим Каддафи щедро платил своим консультантам, а под раздачу попали только граждане стран СНГ. В этой связи, у меня возникает вопрос - насколько избирательна ливийская фемида, и была ли она вообще в данном случае?" - отметил собеседник агентства.
По его словам, есть также вопросы и к нашим дипломатам: был ли кто-нибудь из них на этом процессе, был ли кто-то из адвокатов, которые защищали наших граждан?
"Есть масса вопросов, которые хотелось бы задать нашим должностным лицам. В частности, почему мы узнали только о финале, ведь когда эта история только начиналась, уже тогда была возможность как-то среагировать, объединить свою позицию, а также высказаться российским парламентариям, а здесь, пожалуйста, посмотрите, ваш гражданин получил пожизненно", - подчеркнул А.Торшин.
Он задается вопросом о том, есть ли в Ливии у нас вообще какие-то связи или они полностью потеряны. "А если потеряны, то почему? Притом, что между Россией и Ливией сохраняются дипломатические отношения, есть веские основания спросить у нашего МИДа за это. Сейчас, очевидно, "торчат уши" по поводу того, что из нас хотят сделать крайних по ливийскому вопросу", - считает первый вице-спикер СФ.
Продолжая свою мысль, он отметил, что оказывается, не сам по себе Каддафи был воплощением зла, а, оказывается, у него были пособники - сплошь выходцы из России, Украины и Беларуси.
"Такая постановка вопроса абсолютно не соответствует действительности, поскольку в свое время та же Франция оказывала, далеко не безвозмездную, поддержку Каддафи. Достаточно спросить у экс-президента Франции господина Саркози о его связях с режимом Каддафи. Тот же режим спонсировал один из престижнейших вузов Великобритании. Да мало ли еще кто в Европе и на Западе заигрывал в свое время с Каддафи", - подчеркнул А.Торшин.
По его словам, если у кого-то возникло желание сделать из России в очередной раз "империю зла", то это делается именно вот таким образом, когда гражданину РФ дают пожизненный срок за якобы сотрудничество с режимом Каддафи. "Но при этом остальные покровители режима Каддафи вроде бы как и ни при чем. Ливийское правосудие - это отдельная тема, видимо за такое правосудие ливийцы боролись на площадях и ради такого правосудия, видимо, и был устроен весь этот переворот в стране. Одним словом, вопросов в этой истории больше, чем ответов", - констатировал собеседник агентства.
Он считает, что в сложившейся ситуации российский парламент должен поставить вопрос об этом и заявить о своей позиции. "Надо побороться за нашего гражданина. США, вон, вытаскивают своих граждан и не из таких передряг и ситуаций. У нас есть определенные возможности в этом плане", - полагает А.Торшин.
При этом он оговорился, что российская сторона не собирается вмешиваться в дела ливийского правосудия и не дает ему оценку. "Речь идет о российском гражданине, получившем пожизненный срок в Ливии, и мы говорим о возможностях решения этого вопроса, прежде всего - возвращении своего гражданина на родину", - подчеркнул первый вице-спикер Совета Федерации.
interfax.by