Эти выборы могут стать началом масштабной кампании ненасильственного гражданского неповиновения.
Сногсшибательная новость! Журналистов удалили с «круглого стола», на котором лидеры оппозиции пытались договориться по поводу единой стратегии на предстоящих выборах в Палату представителей. Что случилось? Как так? Почему? Неужели оппозиционным политикам есть что скрывать?
Все очень естественно сыграли наивность, потому что ответ очевиден. Конечно, есть что скрывать, есть чего стесняться, есть то, о чем говорить не хочется. Более того, политики не в первый раз делают серьезные лица и дружно изображают из себя мыслителей, ищущих наилучшее для общего дела решение в непростой ситуации. Но это мы, избиратели, после выборов чувствуем себя, как в дерьме искупавшись. А они каким-то странным образом с большего выборами всегда удовлетворены. По крайней мере, не было ни одной избирательной кампании, после которой представители оппозиции признали бы, что она прошла провально. Наоборот. Все, кто после выборов мог говорить, твердили исключительно об успехе.
Вот, например, выступая 10 сентября на партийном съезде, заместитель председателя партии БНФ Григорий Костусев сообщил присутствующим, что последняя президентская кампания была для партии вполне успешной. И Анатолий Лебедько в недавнем интервью «Московскому комсомольцу» высказался в том же духе: «Романчук был очень эффективным кандидатом в президенты, и до 19 декабря к нему никаких претензий не было. Это была самая креативная и успешная кампания». Успешными были названы и прошлые парламентские выборы, когда ни один кандидат оппозиции в парламент не попал. И позапрошлые президентские, когда в тюрьму сел только Александр Козулин…
Наверное, как-то уже пора объясниться с народом: почему то, что для партий успех, для обычных сторонников перемен – проигрыш, депрессия и безнадега? И что за странное хобби – раз за разом ходить на выборы только для того, чтобы своим участием продемонстрировать, что выборов в стране нет?
Вот когда вы в последний раз слышали про Сергея Скребца? Может, на какой акции его кто-нибудь в последнее время видел? Или он инициативу какую политическую продвигал, а его не поняли?..
Зато к выборам Скребец обязательно выходит из глубокого подполья. Вот и сейчас объявился с удивительными откровениями. «Я два раза участвовал в президентских выборах – меня ни разу не зарегистрировали. Понятно – почему: потому что у нас регистрация идет с подачи сами-знаете-кого. Я три раза участвовал в парламентских выборах (уже после того, как меня заклеймили позором и предали суду) – меня тоже ни разу не зарегистрировали, один раз в местных выборах – тоже не зарегистрировали. Власть боится регистрации потенциально сильных кандидатов. Но я не считаю, что надо прекратить борьбу».
Борьба ли это, когда в боевой раскраске выбегаешь на поле, а потом быстренько тикаешь после первого удара соперника – вопрос спорный. Но сторонников бойкота Скребец все равно клеймит позором: «Я это связываю с финансированием – в большей степени, чем с прагматикой. То есть, мы не участвуем, потому что нам не дают денег на участие, но дают деньги на бойкот».
Лично я еще не слышала, чтобы кто-то получил деньги на бойкот, но это в данном контексте и не важно. Потому что как генеральный секретарь оргкомитета Белорусской социал-демократической партии (Народная Громада) Скребец непрозрачно намекнул, что его люди от денег тоже не откажутся: «Будут ресурсы, мы, естественно, постараемся выдвинуть как можно больше представителей партии на эти выборы. Если не будет – каждый будет искать ресурсы сам, и как сможет -- так и пойдет».
Очень обнадеживающе! Потому что «как смогут» -- мы уже видели. И как лично Скребец неоднократно участвовал в выборах, он честно рассказал. Подписи за свое выдвижение, надо понимать, собирал успешно …
Может, я чего-то не понимаю? Может, это уже приличным считается, когда ты раз пошел -- тебя послали и оплевали; а ты утерся – но опять идешь, опять вытираешься… Может, это уже упорством называется? Или даже геройством?
Может, кто-то вновь дал намек, что человек пять-семь оппозиционеров в Палату представителей таки попадут, и чтобы попасть в эти пять-семь можно даже дебила из себя изобразить?
Может, в наших условиях совсем ничего невозможно сделать, только играть по сценариям власти?
Но другие ведь как-то делали. В худших условиях делали.
Отсылаю всех к статье Александра Солженицына, написанной в 1974 году, «Жить не по лжи». В ней предельно понятно изложено, что можно противопоставить брутальному произволу, и что можно делать, когда кажется, что сделать ничего нельзя. Главное и единственное -- ни в чем не поддерживать лжи сознательно, каждому лично во лжи не участвовать. Не голосовать, не ходить, не слушать и не ретранслировать чушь. Не выписывать, не покупать, не читать лживых газет… Не приобщиться ни к чему такому, что считаешь несправедливым, нечестным, неприличным. Не дискредитировать себя. Не мараться в подлом.
Сегодня, в условиях, когда оппозиция не договорилась даже о едином послании, с которым идти к народу, а потенциальные кандидаты от демократов – преимущественно пенсионеры и безработные, я не вижу лучшего выхода, чем эти простые и честные действия. Распечатать манифест Солженицына миллионными тиражами, раскидать по почтовым ящикам и призвать людей к бойкоту выборов. Не голосовать, не идти в состав избирательных комиссий, не подписываться за выдвижение кандидатов … Не участвовать во лжи.
Власть пусть рисует, что хочет. Ignore! Игнорировать! Не обращать внимания! Презирать!
А вот если эти выборы станут началом масштабной кампании ненасильственного гражданского неповиновения, кампании неприятия того, что происходит в стране, это уже будет результат, отличный от всего того, что мы имели ранее. Сколько бы нас ни было – тех, кто не пойдет на такие выборы (ответ дадут социологи) – но мы не будем чувствовать себя оплеванными. А если на этот раз политическая кампания выборами не ограничится – то и совсем хорошо. Нам ведь есть чего добиваться: освобождения и реабилитации политзаключенных, изменений Избирательного кодекса, выборов губернаторов и мэров городов… Список продолжать?
Светлана Калинкина, «Народная воля»