Парни из «Гранита» – так журналисты окрестили Олега Стахаевича и его соратников, доказавших всей Беларуси, что когда рабочие объединяются в независимый профсоюз, это приносит свои плоды.
«Салідарнасць» побывала в Микашевичах, чтобы увидеть, как обстоят дела у «гранитовцев» спустя полгода после создания первички.
Дорога до Микашевичей на рейсовом автобусе из Минска занимает около четырех с половиной часов. Уже после Солигорска автобус идет практически пустым – все пассажиры выходят в попутных деревнях.
На вокзале – бабушки, ожидающие отправления своих автобусов, да пара пенсионеров, обсуждающих очередной разнос президента по поводу посевной.
– Город маленький, развлечений никаких, – говорит секретарь-казначей Микашевичской первички Белорусского независимого профсоюза Анатолий Литвинко. – Для любителей «этого дела» из развлечений только: зайти в бар, выпить, получить по лицу и сбросить стресс. (Смеется).
Развлекательные мероприятия в Микашевичах – редкость
На встречу с корреспондентом «Салідарнасці» собрались лидер первичной организации БНП Олег Стахаевич, его заместитель Николай Карышев, а также активисты Леонид Дубонос и Анатолий Литвинко. Двое из четырех – Стахаевич и Карышев – на предприятии уже не работают. Их уволили.
Олег Стахаевич
– Это у нашего руководства такие методы борьбы с инакомыслящими, – говорит Стахаевич. – С теми, кто колеблется, действуют «тоньше». Напоминают о новом экскаваторе или грузовике, который могут закрепить за конкретным человеком, о том, что обещали жене повышение… А могут наоборот припугнуть увольнением родственника – лишь бы человек написал заявление о выходе из независимого профсоюза.
Заниматься профсоюзной деятельностью профсоюзных лидеров получается, как и прежде. Люди, которые продолжают работать, понимают ответственность и встречаются с ними после работы.
– Мы собираемся с коллегами из бригады, – рассказывает Николай Карышев. –Советуемся, подводим итоги, отчитываемся о проделанной работе, готовим послания для остальных работников «Гранита».
Николай Карышев
По словам собеседников, у Николая большой авторитет в смене. Кроме того, начальство до сих пор отправляется к нему за советом по некоторым вопросам. Сам Карышев активно добивается своего восстановления на работе и не хочет уезжать на заработки в Россию.
«Спустя полгода организация стала жизнеспособнее»
– Люди разочаровались не в нас, а в нашем руководстве. После первого конфликта маски были сняты со всех – как с чиновников, так и с работников, – подчеркивает Леонид Дубонос. – Думаем, что многие разочаровались сами в себе, потому что сразу было многих эмоций, а когда администрация стала «утюжить» – проявились характеры. Некоторым не хватило твердости.
Тем не менее, из вступивших в независимый профсоюз забрали заявление меньше десяти человек. То есть, численность организации сегодня составляет не менее двухсот человек.
Леонид Дубонос
– Я считаю, что мы переходим в другую стадию, – отмечает Олег Стахаевич. – Наступил момент более трезвого понимания всего происходящего. У нас появилось новое видение того, как должен работать профсоюз.
В лице российского Межрегионального профсоюза работников автопрома парни из Микашевичей нашли новых коллег.
Сейчас активно перенимаем опыт по использованию новых методик в организации и мотивации людей, – рассказывает Анатолий Литвинко. – Переходим к более осознанному практическому применению навыков. Можно сказать, что структура нашей организации переродилась, стала более жизнеспособной.
Анатолий Литвинко
«Чтобы дискредитировать профсоюз, под его действия подводят политику»
– Мы просим: покажите, где мы занимаемся политикой?! Мы из рабочего класса, разбираемся, как защитить себя от произвола начальства, – отмечает Анатолий Литвинко.
По мнению собеседников, официальная регистрация независимого профсоюза в Микашевичах станет большим стимулом для колеблющихся, чтобы вступить в организацию.
– Все, кто не определился, ждут юридической регистрации, – говорит Олег Стахаевич. – Люди хотят официального признания, и мы уверены, что как только мы зарегистрируем организацию, в нее начнут активно вступать те, кто пока боится выказывать свою позицию.
– До декабря прошлого года было сплошное унижение и хамство со стороны руководства, да зарплата ниже плинтуса, – продолжают собеседники. – Про Микашевичи стало слышно, как только мы самоорганизовались. Сначала поменялось отношение к рабочему классу, теперь начальство наверняка подкинет косточку в виде повышения зарплаты, чтобы задобрить народ. Цены-то на месте не стоят.
Квалифицированные кадры уплывают из города, как и баржи, груженые щебнем
Нас постоянно в чем-то обвиняют… Но наша цель – отстаивать права рабочих. Находить врагов и отвлекать внимание от проблем – это стандартная тактика последнего времени. Это говорит о слабости системы в целом. Но сознание наших людей поменялось. Они видят: объединившись, можно добиться многого.