Майор белорусской погранслужбы ожидает суда в польской тюрьме, еще двое офицеров — в розыске.
До $700 пришлось платить азиатам, нелегально пересекавшим польско-белорусскую границу высокому функционеру режима в Минске, пишет Gazeta Wyborcza.
Майор Александр П. ждет суда в польской тюрьме.
– На основании международных ордеров до сих пор разыскиваются два других офицера пограничной службы Беларуси, – говорит Анджей Ежинский, руководитель отдела по делам организованной преступности и коррупции апелляционной прокуратуры Люблина.
Дело попало в Люблин из прокуратуры в Бялой Подляске более четырех лет назад. С тех пор следователям удалось обвинить в организации нелегального перемещения людей через границу в масштабах более 30 человек из нескольких хорошо организованных группировок. Они действовали в окрестностях Тересполя, на пересечении границ Литвы, Беларуси и Польши, а также на границе с Германией.
«Клиентами» преступников были в основном азиаты: китайцы, вьетнамцы и жители охваченного войной Афганистана.
Преступники разделили между собой роли и работали в небольших подгруппах, каждая из которых отвечала за одно направление: переправка в Беларусь, нелегальная переброска в Польшу (пешком через «зеленую границу», на лодке через Буге, или в двойных стенках грузовых фургонов), организация проживания в течение некоторого времени, а затем транзит через Любушское и Западно-Поморское воеводства в Германии и Западную Европу.
Следователи практически с самого начала подозревали, что контрабандистам помогает человек, имеющий высокое положение в пограничной службе Беларуси. Хотя бы потому, что группировка работала почти восемь лет – было бы невозможно, чтобы службы в подчинении Минска так долго ничего не замечали.
В конце концов, говорит прокурор Ежинский, были получены свидетельства против 47-летний майора Государственной пограничной службы в Минске Александра П.
В понедельник ему было предъявлено обвинение в 12 преступлениях, в том числе в участии в организованной преступной группе. Его роль заключалась в доставке мигрантов из Азии к польской границе, или «прикрытие» их транспортировки.
Александр П., очевидно, занимался этим не по велению сердца и не из-за желания лучшей жизни в Западной Европе для мигрантов. Они платили своим опекунам много денег. Граждане Вьетнама – в среднем пять тысяч долларов. Китайцы – шесть тысяч, но в евро.
– Майор из Минска получал свою долю – от 650 до 700 долларов с человека, – отмечает Ежинский и добавляет: У нас есть сведения, что обвиняемый делился деньгами с другими должностными лицами.
Как было сказано выше, двух белорусских офицеров Польша все еще ищет на основании ордеров на арест. Люблинские прокуроры пригласили бы их и выдвинули обвинения, аналогичные выдвинутым Александру П., но они словно провалились сквозь землю.
– Шесть месяцев назад мы обратились в соответствующие ведомства Беларуси за помощью в их поиске, но даже не получили ответа, – говорит прокурор.
Александр П. попал в руки польских пограничников в марте прошлого года. Он неоднократно ездил через Польшу в Германию по семейным обстоятельствам.
На протяжении многих лет он использовал паспорт с фиктивными данными, который якобы купил за $200. Хотя у поляков были улики против него, они не могли остановить мужчину. Год назад он пересек границу под своим настоящим именем, вероятно, потому, что виза в фальшивом паспорте закончилась.
Сейчас Александр П. находится под стражей в тюрьме в Люблине. Прокуратура считает, что он помог нелегально переправить через границу более 1300 человек.
– Александр П. признал себя виновным по предъявленным обвинениям, – рассказывает Ежинский.
Процесс над белорусом пройдет в Окружном суде Люблина.