«Палата представителей» во втором чтении приняла закон «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь».
Это произошло 14 июня. КГБ получает чрезвычайные полномочия. Законопроект был резко осужден юристами и правозащитниками еще в конце прошлого года, когда только попал на рассмотрение в «парламент». Однако 21 декабря 2011 года депутаты одобрили его в первом чтении.
Сейчас для того, чтобы сотрудники органов государственной безопасности смогли полностью законно проникать в частные квартиры и применять физическую силу и оружие против белорусских граждан, остается получить одобрение «совета республики» и подпись Александра Лукашенко.
Наиболее острую критику вызвали следующие положения законопроекта:
«Сотрудник органов государственной безопасности не несет ответственности за ущерб, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применением (использованием) оружия в предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами случаях, когда он действовал в условиях обоснованного профессионального риска...»
*** Ст. 14 «Права органов госбезопасности»
...Входить беспрепятственно при необходимости с повреждением устройств (которые закрываются) и других предметов, в любое время суток в жилые помещения или иные законные владения физических лиц, в помещении и (или) иные объекты государственных органов и иных организаций (за исключением помещений и иных объектов дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и помещений, в которых проживают сотрудники этих представительств, организаций и их семьи) и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных оснований полагать, что оно совершается... или там находится лицо, скрывающееся от органов, ведущих уголовный процесс...
В интервью «Радыё Свабода» подполковник КГБ в отставке Валерий Костко прокомментировал данный законопроект так:
«Если спецслужба сталкивается с проявлениями терроризма, захватом заложников и т.д., то, безусловно, они должны применять силу. А ведь у нас же этого нет! У нас же эта глупая сила применяется против мирных граждан. Здесь вопрос не в том, может или не может. Должна и может! Но во имя чего и против кого? Любое ЦРУ, Моссад, МИ6 законодательно обеспечены всем необходимым. Но они ограничены также в том, что они не могут делать и перед кем они ответственны. А у нас на это не обращают внимания. Все можно: приехали, ворвались и начинают арестовывать, обыскивать... Это же так не делается. Это же уровень профессионализма. И этими силовыми приемами подразумевается запугать общество. В этом и цель, чтобы боялись, что завтра приедут, дверь выбьют, а вы ничего против этой глупой силы не можете сделать».