Все существующие в Беларуси базы данных — милицейские, налоговые и прочие — имеют защиту от несанкционированного доступа.
Любая попытка внести изменения и даже просмотр базы фиксируется как по времени входа в систему, так и по месту действия, пишут naviny.by.
Так что нет проблем определить, когда и кто влез в банк данных и, например, «временно ограничил» гражданину право выезда из республики…
Однако белорусские чиновники с ослиным упрямством продолжают делать вид, что их «человеческий фактор» тут не при делах, а в появлении списка невыездных виновен некий «технический сбой». Именно на него ссылалось Министерство юстиции, ответившее на запрос невыездного председателя юридической комиссии БХК Гарри Погоняйло.
«В ходе проверки, — пространно сообщалось в письме, — установлено, что в период с 24.02.2012 по 10.03.2012 существовали технические сбои в передаче электронных данных в Министерство внутренних дел». Каким чудесным образом компьютерная система «сама» оказалась способна внести путем «сбоя» в базу именно Погоняйло, а не, к примеру, ответившего ему начальника отдела информационного обеспечения Минюста И.В. Петрова, неведомо.
В то же время начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун допускает такую возможность. Следует это из недавнего ответа полковника милиции заместителю председателя правозащитного центра «Вясна» Валентину Стефановичу, которого за рубежи Родины не выпускают по ходатайству Министерства обороны якобы за «уклонение от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве».
В частности, Бегун сообщает правозащитнику, что «военными комиссариатами Республики Беларусь решений о временном ограничении Вашего права на выезд из Республики Беларусь не принималось». И далее отмечает, что «в период с 24.02.2012 по 10.03.2012 имелись технические сбои в передаче информации в банк данных, возможным результатом которых явилось ошибочное включение сведений о Вас в банк данных».
К месту заметить, что таких «ошибочных включений» только 5 марта текущего года было, как минимум, полтора десятка. (По неофициальным данным, в списке «политических» невыездных находится свыше 100 граждан Беларуси.) И связаны они были исключительно с оппозиционными политиками, правозащитниками и журналистами.
Валентину Стефановичу удалось выяснить, кто именно внес его паспортные данные в банк данных — сделал это некий А.В. Чередник. Поисковик выдал только одного белорусского чиновника с такими ФИО. Им оказался полковник, военный комиссар Речицкого районного военного комиссариата. Хотя вряд ли этот человек имеет какое-либо отношение к проблеме Валентина Стефановича, который приписан к военкомату Партизанского района Минска.
Однако повод для поиска авторов «технического сбоя» имеется. К месту заметить, что еще 4 мая Валентин Стефанович направил в Следственный комитет Беларуси заявление о возбуждении уголовного дела. В заявлении он высказал свои подозрения «в умышленных преступных действиях, направленных на незаконное ограничение его конституционных прав, не исключая служебного подлога, который выражается в незаконном внесении его сведений в банк данных граждан Республики Беларусь, которым временно ограничено право выезда». Ответа от СК до сих пор нет.
Бывший следователь прокуратуры Олег Волчек, попавший в список невыездных с подачи Минюста якобы из-за «иска в суде», также усматривает в действиях неизвестных пока чиновников состав преступления, предусмотренного ст. 427 Уголовного кодекса («Служебный подлог»).
«Мы все прекрасно понимаем, — говорит Волчек, — что «технические сбои» — это результат выполнения мелкими чиновниками команды сверху. Но именно эти исполнители в данном случае совершают преступления, и в любой момент их могут сделать крайними. Специально для них напомню санкции 427-й статьи. Внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы наказывается: штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет».
На свои жалобы в различные инстанции правозащитник получил уже три ответа.
«Если проанализировать их, — рассказывает Олег Волчек, — то можно сделать следующие выводы. Первое: власти не знают, как юридически обосновать свое решение о запрете на выезд. Второе: они выбрали тактику перекидывать свою вину на другие госорганы. Третье: таким образом они устраивают затяжную переписку, чтобы мы увязли в этой тягомотине. Но у нас нет другого выхода, мы будем добиваться положительного результата».
К месту заметить, что чиновники скрывают не только суть иска к Волчеку, но и адрес судебного органа, принявшего его к рассмотрению. Официальные лица предлагают правозащитнику самому его поискать.
Что касается причин запрета на выезд, то, видимо, от недостатка аналитических способностей белорусские бюрократы стали сами страдать от «технического сбоя». В списки невыездных по их абсурдной милости попала и адвокат Марина Ковалевская, которая защищала экс-кандидата в президенты Андрея Санникова. Невоеннообязанную женщину обвинили… в «уклонении от мероприятий по призыву на воинскую службу».
Ковалевская подала жалобы на действия Министерства внутренних дел и Минобороны в Генеральную прокуратуру, МВД и суд Центрального района. От Генпрокуратуры она, в частности, требует установить должностное лицо, внесшее ее в базу данных невыездных, и возбудить в отношении этого лица уголовное дело по ч. 2 ст. 424 УК РБ («Злоупотребление властью или служебными полномочиями»). Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок от двух до шести лет лишения свободы.
В поисках правды фигуранты списка невыездных обратились в суд. Однако чиновники в мантиях выкручиваются как могут, оттягивая начало разбирательств.
Так, заседание по жалобе главы БХК Олега Гулака должно было состояться еще 6 апреля в суде Центрального района Минска, но было перенесено без объявления новой даты. В этом же филиале храма белорусского правосудия с 26 апреля находится дело Валентина Стефановича. Все предусмотренные законом сроки рассмотрения давно минули: якобы судья так загружена, что руки не доходят. Долго откладывалось и разбирательство по делу Гарри Погоняйло в суде Московского района, и наконец-то оно было назначено на 19 июня.
Не факт, что Фемида объективно во всем разберется. Хотя техническое начало этой истории найти проще простого. Все существующие в Беларуси базы данных имеют защиту от несанкционированного доступа. Нельзя замести следы и после санкционированного вмешательства…