Колесные шасси и тягачи МЗКТ являются транспортной базой для наземного подвижного вооружения и военной техники.
Активная внешняя политика Минска по всем азимутам не могла обойти стороной и ситуацию вокруг Сирии. Там все больше она приобретает ясные черты гражданской войны и угрозы интервенции со стороны разных стран мира. К обвинениям в военной помощи России режиму Асада добавилась растущая обеспокоенность официальных лиц в США в связи с сообщениями о том, что сирийский режим получает военную помощь также из Беларуси.
Может ли такого рода обеспокоенность на Западе повлиять на международное положение Беларуси? На вопросы euramost.org отвечает политический обозреватель Роман Яковлевский.
- Как оцениваются отношения между Минском и Дамаском?
- В ближневосточном регионе Сирия стала для Беларуси важным партнером. А после падения режима Саддама Хусейна стали говорить о Сирии и как о видном арабском союзнике режима Лукашенко. Накануне своего второго визита в Сирию ( в первый приезд Лукашенко принимал папа нынешнего президента, ныне покойный Хафез Асад ) белорусский руководитель так и назвал Сирию «давним союзником». С тех пор в Дамаске интенсивно работает белорусское посольство, пожалуй, самое представительное на Ближнем Востоке. Заметен своей активностью в Беларуси и сирийский бизнес. Можно напомнить, что ответный визит Башара Асада в Минск в июле 2010 был отмечен посещением МАЗа и особым интересом к Минскому заводу колесных тягачей. По официальной информации, тогда на МЗКТ с сирийским президентом обсуждались планы по открытию в Дамаске СП по производству оптики. Но главный интерес представляется в другом. Известно, что производимые на этом заводе колесные шасси и тягачи являются транспортной базой для значительной части выпускаемых в России наземного подвижного вооружения и военной техники. Как утверждают эксперты, от МЗКТ во многом зависит оборонная мощь России. Так что я бы с такими акцентами оценил белорусско-сирийские отношения.
- Многие эксперты уверенно говорят, что нынешний прессинг на Сирию адресован Ирану, где правящий режим поддерживает демонстративно дружеские отношения с официальным Минском. Недавно Лукашенко снова пригласил к себе в гости его персидский коллега. Можно ли тогда говорить о появлении в нынешней ситуации некоего союзнического треугольника Дамаск-Тегеран-Минск?
- Это было бы более, чем просто преувеличением. Может быть, кому-то такой треугольник и мерещится сегодня. Но внешняя политика Минска не просто координируется с Москвой, а согласуется с ней. Правда, внезапный, по слухам, отъезд из Минска в неизвестном направлении сирийского посла, вряд ли с кем был согласован. Ну а кремлевская позиция по сирийской проблеме общеизвестна, вызывая все большее раздражение у Вашингтона и его союзников.
- Видимо, поэтому и прозвучали оттуда обвинения, подозрения в военной помощи Дамаску, почти одновременно, как в адрес Москвы, так и Минска. Не так ли?
- Конечно, такой синхрон, скорее всего, не случаен. И, полагаю, он будет иметь продолжение с непредсказуемыми последствиями для всех.
- Что Вы имеете в виду?
- Наряду с синхронными обвинениями в военной поддержке сирийского режима, появилась в российских СМИ сознательная «утечка» о неких планах военных о планах посылки в Сирию миротворцев не только российских, но и стран-членов ОДКБ. И тут же, заседатели в Палате представителей Нацсобрания РБ посчитали для себя актуальным ратифицировать меморандум о взаимопонимании между Беларусью и ООН относительно миротворцев в Ливане. Таким образом, Ливан станет первой страной, в которую отправятся белорусские "голубые каски".
- А причем тут тогда Сирия?
- К Сирии в Ливане отношение очень неоднозначное. Много лет сирийские войска оккупировали большую часть этой страны, а потом были вынуждены уйти из-за многочисленных протестов населения. В Ливане орудует проиранская Хезболла. Эта экстремистская группировка получает всемерную подпитку именно через Сирию, создавая разного рода смертельные «капканы» для иноверцев. Не уверен, что мандат ООН станет благотворным для белорусских миротворцев.