Независимые эксперты заявляют, что в последнее время ситуация в белорусской нефтепереработке значительно ухудшилась.
Александр Лукашенко 25 июня рассказал о перспективах приватизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов на встрече с ростовским губернатором Владимиром Чубом. Озвученная им схема показалась странной ряду аналитиков. Сомнение вызывает то, что инвестор может согласиться три года работать с предприятием, не имея гарантий приватизации, пишет «Завтра твоей страны».
«Я готов обсуждать эту тему с теми, кто уже давно работает в этой сфере. Я им пообещал: давайте три года проработаем так, как вы думаете работать на приватизированном предприятии. Если с вашей стороны все будет нормально, и такие позиции вас удовлетворят, то через три года будем заниматься приватизацией того или иного завода», -- сообщил Лукашенко. По его словам, российские чиновники сочли данное предложение невыгодным.
«Насколько мне известно, предметных переговоров о приватизации еще не проводилось. Можно предположить, что речь идет о передаче пакета акций российскому инвестору в доверительное управление с последующей приватизацией, которая будет проводиться при условии, что он выполнит свои обязательства, -- говорит эксперт Татьяна Маненок. -- Такое предложение может быть продиктовано желанием подстраховаться. Вероятно, у Минска есть опасения, что компании после приватизации будут выкачивать прибыль, не беспокоясь о развитии заводов».
Хотя, по словам эксперта, опыт Мозырского НПЗ свидетельствует об обратном.
Более 40% акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода принадлежат российской «Славнефти». А на сей раз, считает Татьяна Маненок, речь может идти о приватизации комплекса «Нафтан-Полимир» (нефтеперерабатывающий завод «Нафтан» был объединен с нефтехимическим предприятием «Полимир»). Наиболее активными претендентами на участие в приватизации комплекса являются крупные российские нефтяные компании «Лукойл» и «Роснефть».
«Минувшей осенью эти компании должны были направить белорусской стороне бизнес-планы по приватизации комплекса «Нафтан-Полимир», но процесс притормозился из-за кризиса. Очевидно, компании, несмотря на кризис, все же сохранили интерес к предприятиям», -- предполагает Татьяна Маненок.
Российский бизнес проявляет интерес к белорусским нефтеперерабатывающим и нефтехимическим заводам уже давно, но Минск не спешит с их приватизацией. По мнению эксперта, обстоятельства могут сложиться таким образом, что Беларуси все же придется выставить предприятия на продажу.
«Нефтедобыча в России сейчас падает. К тому же было продекларировано намерение строить новые российские нефтеперерабатывающие заводы. Вопрос заключается в том, хватит ли нефти белорусским предприятиям. Привлечь сырьевые ресурсы на наши НПЗ без российских компаний проблематично, если не невозможно», -- отмечает Татьяна Маненок.
Она обращает внимание на то, что в последнее время ситуация в белорусской нефтепереработке ухудшилась в связи с изменением мировой конъюнктуры и введением пошлины на поставки нефти из России.
«Белорусскому руководству не просто решиться на новые правила игры. Но острая нужда может заставить его пойти на приватизацию нефтепереработки», -- считает Маненок.