13 июня в итальянском Триесте прошло заседание министров иностранных дел стран Центрально-Европейской инициативы под председательством главы МИД Украины Константина Грищенко.
Эстафету Киеву передал Белград, председательствовавший в ЦЕИ в прошлом году.
И снова, как и на недавнем мероприятии в Кишиневе с участием представителей шести стран евросоюзного «Восточного партнерства», среди гостей не оказалось министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова. На очередном еврофоруме Беларусь снова представляла замминистра иностранных дел Елена Купчина. На официальном сайте МИД продолжают уверять всех, что Беларусь активно участвует в ежегодных встречах глав правительств и министров иностранных дел стран ЦЕИ, заседаниях Комитета национальных координаторов, работе парламентского измерения ЦЕИ. В чем конкретно проявилось такое участие в ЦЕИ в нынешнем году, должно быть будут еще рассказывать на мидовских брифингах с пропагандистскими телесюжетами о достижениях миролюбивой внешней политики европейской Беларуси. А, пока, «картинка» такова.
Информацией об итогах для Минска кишиневских заседаний и встреч с восточными и евросоюзными партнерами, которое назвали Первым неформальным мероприятием такого формата, белорусское внешнеполитическое ведомство как-то не баловало. Похоже, первый блин оказался комом. Но когда белорусская делегация во главе с тем же замминистра появилась уже в Триесте, где почти ровно год назад оптимистично солировал сам глава ведомства Мартынов, то его отсутствие снова всем напомнило о сегодняшнем месте Беларуси на европейской сцене. Ведь в отличие от неформальной встречи в Кишиневе, в итальянском Триесте ежегодно проходит заседание министров иностранных дел стран ЦЕИ. Именно глава белорусского МИД всемерно подчеркивал, что Беларусь является активным участником Центрально-Европейской Инициативы.
«Мы рассматриваем эту организацию как выполняющую особую роль в регионе Восточной, Юго-Восточной, Центральной Европы и обеспечивающую двусторонние и многосторонние процессы расширенной интеграции в рамках «большой» Европы», - говорил тогда Сергей Мартынов, блистая в одном видеоряде с итальянским и другими европейскими коллегами.
Мог ли он тогда предвидеть, что и года не пройдет, как группа балканских стран-членов ЦЕИ присоединиться к санкциям ЕС против официального Минска? Вот и получилось, что кроме Украины и Молдовы, все остальные 15 членов ЦЕИ присоединились к санкциям против оставшегося 18 члена этой организации. Да и проевропейскую сегодня Молдову, и посторанжевую Украину министр иностранных дел Беларуси также перестал баловать своим личным присутствием. Напомним, в Триесте председательствовал его украинский коллега Константин Грищенко, который, как-то, посчитал необходимым лично выступить в защиту сидевшего тогда в тюрьме экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, с которым когда-то дружно работал в МИД и Мартынов.
Конечно, вряд ли стоит так говорить, что один министр мог обидеться на другого за такой поступок и поэтому, на этот раз, не поехать на ежегодное заседание в Триест. Понятно, что не он решает, куда и когда ехать за пределы собственной страны. Иногда бывает и незримое присутствие. Может быть, в создавшейся внешнеполитической изоляции с Европой, в Минске считают допустимым, пока, «обкатывать» на европейском направлении нового замминистра. А как только заискрят надежды на некие позитивные для Минска реальные подвижки в позиции Брюсселя, то тогда может снова и появиться многоопытный Сергей Мартынов в брюссельских кабинетах. Ведь, судя по официальным заявлениям МИД, там, должно быть, и находится «центр силы», где принимаются решения. И ни для кого не секрет, кто редактирует подобные заявления. Можно предположить и другое.
В тех самых кабинетах нынешний министр появляется в другом качестве. Ну, например, снова, после почти десятилетнего перерыва, вернувшись послом в Брюссель. Как отмечают некоторые наблюдатели, в последних кадровых перестановках в белорусском внешнеполитическом ведомстве нельзя не отметить одну логику назначений. Так, нынешняя замминистра Елена Купчина вернулась в Минск из Будапешта, сменив там посла Андрея Евдоченко. А тот, в свою очередь, побыв некоторое время замминистра, был отправлен послом в Брюссель почти сразу после начала кризиса в отношениях с Евросоюзом. Теперь, как полагают минские стратеги, подбирается время, когда этот кризис надо «рассасывать». В том числе и путем повышения весовой категории белорусского посла в Брюсселе. Мол, нынешний посол призван был исполнять роль лишь «сторожа» места для более весомой фигуры.
Когда-то уже так было. Если кто не забыл, так в цитадели Евросоюза долгие годы верой и правдой работал послом экс-глава МИД Владимир Сенько. В процессе так называемого диалога Минска с Брюсселем, этот маститый дипломат играл важную роль вместе со своим министром. И так уж совпало, что как- только громко ляснула эта игра с ЕС в либерализацию, он тихо и ушел, как говорят, на пенсию. Не исключено, что такая же траектория полета, этакий эффект дежавю, может повториться и с нынешним главой МИД Сергеем Мартыновым.
Роман Яковлевский, «Товарищ.online»