В среднем в месяц они зарабатывают в пределах 3 миллионов рублей и считают, что это не только недостаточно для нормальной жизни, но и не соответствует их труду.
Более того, водители уверены: зарплату им начисляют с нарушениями, пишет «Народная воля».
Коллективное обращение в администрацию «Минсксанавтотранса» -- предприятия, которое обеспечивает специальным транспортом все учреждения здравоохранения Минска, подписали буквально все водители девяти минских подстанций скорой медицинской помощи -- более 380 человек. Редкое по нашим временам единение.
-- Недовольны мы и зарплатой, и графиком работы, -- рассказывают водители. -- Наша зарплата -- 3 миллиона 200 тысяч. А работаем и ночью, и в праздники. В месяц это приблизительно 287 часов. Убрали даже доплату в 300 тысяч за то, что помогаем транспортировать лежачих пациентов, а порой нести носилки приходится и с 9-го этажа. Дома практически не бываем. За такую работу мы дожны получать миллионов пять, не меньше. В соседней организации -- “Миноблсанавтотрансе” -- труд водителей “скорых” оплачивается иначе. Там водители 3 миллиона 200 тысяч получают, работая 180 часов, а мы -- за 250--260 часов. Мы, как другая страна, хотя базы рядом.
Например, дежурство попадает с 8 вечера пятницы до 8 утра субботы. И нам не платят за выходной, мотивируя это тем, что оплачивают ночные дежурства. В администрации говорят: мол, мы оплачиваем не 8 часов ночных, а 12. Мы просим: оплачивайте нам эти 8 часов выходного дня, как в области. В ответ -- тишина.
Не доплачивают за сверхурочное время. Когда машина стоит на ремонте, нам платят 2/3 ставки, а могут и этого не заплатить, хотя мы целый день на работе! Более того, если в ночное дежурство ты не выехал на вызов, тоже платят 2/3 ставки. Продолжительность ежедневного отдыха между сменами -- от конца одной до начала следующей -- менее продолжительности времени работы в предыдущей отдыху смене. А это нарушение Трудового кодекса.
Или такой пример: в путевом листе стоит код маршрута, и по нему нам оплачивается рабочий день. Такие же коды стоят и на машинах, которые облуживают поликлиники, и там этот код с меньшей оплатой. Но когда машина “скорой” работает на вызовах поликлиники, нам платят меньше. Говорят, что компьютеры посчитать иначе не могут.
По словам водителей, их зарплата не повышалась с Нового года.
-- За это время бюджетникам уже дважды повышали зарплату, а у нас стоит на месте. Домой стыдно с такими деньгами приходить, -- вздыхают водители.
Стоит отметить, что на заявление работников «скорой» администрация «Минсксанавтотранса» отреагировала оперативно. Было проведено собрание, на которое приехали замдиректора, экономист, юрист и представитель профкома предприятия.
-- Они нам передали письменный ответ, но там по существу ничего не сказано, -- возмущаются водители. -- То есть никто не собирается пересматривать механизм начисления заработной платы. Прибегать к радикальным мерам -- забастовке -- мы не имеем права: мы же водители «скорой помощи». Поэтому пришли в «Народную волю». Хотим, чтобы о нашей ситуации узнало и руководство Горздравкомитета, и стало известно в администрации Лукашенко. Правитель лично говорил, что читает вашу газету. На прошлой неделе отправили жалобу в районную прокуратуру с просьбой проверить, как происходит начисление заработной платы в «Минсксанавтотрансе».
ОФИЦИАЛЬНО
Анатолий Достанко, директор КУП «Минсксанавтотранс»:
«В мае врачам и фельдшерам повысили зарплату на 2 процента, а водителям в июне -- на 5 процентов»
«Как на предприятии планируют урегулировать конфликт?» -- дозвонились мы до руководителя «Минсксанавтотранса» Анатолия Достанко.
-- В стране есть закон, и мы его соблюдаем, -- прокомментировал ситуацию Анатолий Васильевич. -- Но есть зачинщики, которые пишут письма и хотят обойти закон.
-- Но коллективное письмо подписано не одним-двумя водителями...
-- Я знаю. Обращение лежит у меня на столе. В письме водители указывают, какие, на их взгляд, статьи Трудового кодекса нарушены. Мы им дали официальный ответ: ни одна буква закона в начислении заработной платы, предоставлении выходных -- не нарушена! То, что приходится привлекать водителей в выходные дни, работать сверхурочно -- да, это есть. Но водителей не хватает, приходится выкручиваться. Мы -- «скорая помощь», мы по закону обязаны обеспечивать работу службы «103». Ни один человек, чей родственник будет нуждаться в срочной медицинской помощи, не станет слушать объяснения, что машина не приехала из-за того, что на предприятии не хватает водителей.
-- А что вы скажете по поводу претензии, что за одно и то же отработанное время водители «скорых» Минской области получают зарплату значительно больше, чем столичные водители?
-- Такого не может быть. Есть баланс рабочего времени и сверхурочные часы, за которые начисляется дополнительная заработная плата. Если водитель выходит на работу в свой выходной, он пишет официальное заявление, и мы оплачиваем этот выходной в тройном размере -- в три раза увеличивается размер тарифной ставки. И премиальные начисляются исходя из тарифной ставки. А они считают по-своему, придумывают свои схемы. Были уже и судебные разбирательства: шесть водителей пытались через суд доказать, что им неправильно начислена зарплата. Но суд постановил, что никаких нарушений нет.
-- Анатолий Васильевич, но вы не станете отрицать, что 3 миллиона 200 тысяч -- это маленькая зарплата для Минска, и тем более -- для мужчины, главы семьи? Администрация пытается найти способы, чтобы увеличить зарплату?
-- Не от меня это зависит. Мы бюджетная организация, деньги на зарплату нам выделяются из бюджета. Если кто-то недоволен, может пойти работать на городской автотранспорт, к мартеновской печи, на стройку. Там зарплаты выше.
Но и у нас можно заработать. Например, водитель Мазаник (его подпись под коллективным обращением тоже есть. -- Авт.) в прошлом месяце заработал 5 миллионов 395 тысяч. Конечно, у него есть переработка. Но он пришел к нам из 6-го автобусного парка, где водил длинный автобус МАЗ. Там тарифная ставка была иной. У водителя автобуса она почти в 2 раза выше, чем у водителя легковой машины, а машины «скорой» приравниваются к легковым автомобилям. Но и условия труда водителя автобуса и водителя «скорой помощи» отличаются. Один целый день за рулем, должен каждой остановке «кланяться», а другой выезжает только по вызову. У водителя автобуса обед не оплачивается, у водителя «скорой помощи» эти часы оплачиваются на 100%. Кроме того, мы ночные часы оплачиваем 70% и всю смену -- 12 часов, хотя по закону можем платить 40% и только с 22 до 6 утра. Что мы нарушаем? Мы стараемся, чтобы зарплата водителей «скорых» отличалась от зарплаты водителей общественного транспорта процентов на 30%, не больше. И строго следим за этим.
-- Водители часто уходят с предприятия по собственному желанию?
-- Текучка кадров есть. Сегодня не только нам, городу Минску не хватает водителей. Откройте любую газету, сайт и увидите, что самые востребованные специальности -- водитель, врач.
-- Когда на предприятии последний раз повышалась зарплата водителям? Планируете ли к концу года довести ее уровень до 500 долларов?
-- Конечно, планы есть. В 2010 году Лукашенко сказал довести зарплату до 500 долларов, поручение выполнили, на предприятии зарплата была 500 долларов. А потом сами знаете, что случилось: девальвация, инфляция… Я -- государственный человек и дать ту зарплату, которую хотят водители, не могу. Они получают то, что зарабатывают. Лукашенко не раз говорил о том, что рост заработной платы не должен превышать производительность труда. А у нас зачастую получается наоборот…
В январе 2012-го заработную плату по предприятию мы увеличили на 20 процентов. С 1 июня увеличиваем еще на 5 процентов. В то же время медицинским работникам с 1 мая зарплату увеличили всего лишь на 2 процента. Выходит, врачам и фельдшерам зарплату повысили на 2%, а водителям -- на 5%.
-- Какой будет средняя зарплата водителей минских «скорых»?
-- Сегодня водители «скорых» с переработкой в среднем зарабатывают 4 миллиона 100 тысяч. На баланс рабочего времени -- средняя зарплата 2 миллиона 800 тысяч. Также зарплата зависит от классности водителя, стажа работы. Высококвалифицированный водитель зарабатывает больше. Администрация предлагает: повышайте квалификацию, мы готовы вас обучать, но многие не хотят. Проще писать письма. Но еще раз хочу повторить: на предприятии заработная плата начисляется в соответствии с законодательством.