Интернет на все лады обсуждает новость, что для Александра Лукашенко купили «Боинг» покойного Туркменбаши.
Правда, официальные лица информацию не подтверждают. Но и не опровергают. Молчат.
И все же такую большую стальную птицу за пазухой не спрячешь. В Международном авиационном реестре появилась следующая запись: «Boeing 767-32K 33968/926 EW-001PB Belavia ferried 08 may 12 ASB-SAW, for VIP use ex EZ-A700». Что означает: самолет с серийным заводским номером 33968/926 для перевозки VIP-персон 8 мая 2012 года был передан авиакомпании «Белавиа» и получил регистрацию как EW-001PB.
Турецкая компания myTECHNIC в начале июня подтвердила, что перекрашивает бывший туркменский борт номер один в белорусские цвета. А недавно в интернете появились уже и фото нового самолета, приземлившегося в минском аэропорту. Но официальные лица все равно молчат.
Вернее молчали. Потому что один, самый главный, на днях выступил. «Почему сегодня почти все руководители, специалисты, менеджеры частных предприятий на "Мерседесах" разъезжают? Что, денег нет у фирмы, чтобы заплатить людям нормальную зарплату? Есть. Пусть продают "Мерседесы" и платят людям зарплату!"-- взывал он.
Аплодировать хочется -- так лихо человек рубанул шашкой в заботе о зарплате простого человека. Вот только эта подлая новость про «Боинг», который стоит не тысячи, не сотни тысяч, даже не миллионы, а десятки, может быть, даже сотни миллионов долларов, портит всю картину. Особенно если вспомнить, что у старого хозяина самолет был знаменит вопиющей демонстрацией богатства: его салон был отделан натуральной кожей и ценнейшими породами дерева, а сантехнику в душевой и туалетах выполняли с использованием драгоценных металлов и камней. И, надо понимать, новый хозяин золото от унитаза не отдирал, рубины из зеркал не выковыривал.
Вообще, в нашей стране случаются странные совпадения. Если Лукашенко начинает говорить, что надо беречь средства, экономить, думать о простом человеке, то обязательно выплывет новость, как щедро швырнули этими самыми государственными деньгами. Помните прошлогодние весну и лето -- сумасшествие с ценами, с валютными курсами, с доходами людей, которые таяли, как мороженое на солнцепеке. И как Лукашенко тогда растолковывал нам разницу между «затянуть пояса» и «ужаться». А потом оказалось, что аккурат в разгар речей про «лишних денег у государства нет, надо ужаться» было выдано разрешение (5.05.2011) на строительство таинственного объекта. Именуется он так: «Административное здание на территории в границах ул.Орловская -- пр.Победителей -- р.Свислочь». Заказчик -- УКС Мингорисполкома, то есть деньги государственные.
Стройка окутана завесой секретности и охраняется милицией. Но по Минску тут же разлетелся слух, что начато строительство новой президентской резиденции.
Официальные лица, как и в случае с «Боингом», по поводу новостроя упорно молчали. Но прошло время -- и новое грандиозное сооружение, как нежелательную беременность, стало невозможно скрывать. И теперь устами строителей распространяется версия, будто бы это не резиденция для Лукашенко возводится, а Дом приемов.
Еще лучше! Такой поворот -- это уж совсем откровенное издевательство. Потому что строительство новой резиденции для Лукашенко в разгар финансового кризиса возмутительно, но его хоть как-то можно было объяснить. Например, правителю не нравится, что продвижение его кортежа парализует центральную часть города, поэтому он решил не доставлять минчанам неудобств и обосноваться на условной окраине. Или: Александр Лукашенко личным примером показывает, что надо экономить на бензине, поскольку до Комсомольского озера из Дроздов ему ехать ближе, чем до Октябрьской площади. И так далее, и тому подобное. Но представить как первоочередную необходимость строительство Дома приемов, когда у всей страны пенсии, зарплаты, вклады в банках обесценились почти втрое, -- это смачный, показательный плевок во всех нас!
Какая экстренная необходимость могла возникнуть в парадных залах? Кто стоит в очереди с визитами в Беларусь? Кого вообще в этом Доме приемов принимать, если у нас не бывает столько высокопоставленных гостей, сколько обустроено резиденций для их удобства?..
Полтора года (!) после последних президентских выборов никто из первых лиц в нашу страну вообще не залетал. За весь прошлый год -- ни одного визита! И только после того, как наметилась оттепель между Беларусью и Европой, 27 апреля этого года Минск посетил президент Туркменистана Гурбунгулы Бердымухамедов. Говорят, тогда и была достигнута договоренность о покупке злополучного «Боинга», хотя в пресс-релизах по итогам переговоров об этом не сообщалось. Но сейчас мы опять не выпускаем из тюрем политзаключенных, вновь идем на конфликт с Западом, возвращаем себе «черную метку». А это значит, что, дабы не запятнаться в порочащих связях, первые лица по-прежнему будут обходить, облетать, объезжать нашу страну стороной.
Тогда для каких целей строится то ли новый Дом приемов, то ли новая резиденция? Чтобы перед российскими губернаторами блеснуть люстрами из природного хрусталя с каратной позолотой? Но ведь потом у них же надо будет просить подачку на бедность. И, видя всю эту красоту, они, конечно, ответят в духе упомянутого выше совета про «Мерседесы». «Боинги», мол, продавайте, и машины кортежа, и резиденции, если нечем платить людям зарплату…
И правильно ответят. Потому что с голым задом нечего выпендриваться.
На демонстрацию мнимого величия денег не жалко. Сидеть на золотом унитазе не жестко. За то, что все отделения банков, газеты, интернет-сайты заполнены мольбами родителей о пожертвовании денег на лечение детей за границей, -- не стыдно.
Одна страна -- два мира. Два представления о том, что черное -- что белое, что допустимо -- что недопустимо, что главное -- что пустое, ненужное, вычурное… И только по телевидению да в госгазетах бессовестно долдонят, что Беларусь -- это самое справедливое и социально-ориентированное государство, приоритет политики которого -- неутомимая забота о людях. Но чем дальше -- тем понятнее, что мы даже знаем фамилии тех людей, о которых наше государство так истово заботится.
Чиновники от медицины, например, откровенно признаются, что их ведомству, как и всем, доведено задание по экспорту и импорту, и оплачивать лечение белорусов за рубежом они не могут -- это противоречит Государственной программе импортозамещения. Наоборот, им поручено лечить как можно больше иностранцев, брать с них деньги и направлять эти деньги в госказну, из которой потом будут покупаться «Боинги», «Мерседесы», мебель дивная, люстры чудные… А так, чтобы деньги от лечения иностранцев направить на оплату лечения за рубежом белорусов, -- нельзя, нет такого закона.
Кому такое могло прийти в голову? Может, где-нибудь научились делать пересадку совести, чтобы те, кто принимает решения, не на самолеты смотрели, не на лимузины, а видели глаза малышей, которые из последних сил, через боль, верят, что добрый доктор обязательно поможет. Чтобы сочувствовали матерям, которые готовы стоять на коленях -- только бы нашлись деньги на спасение ребенка или хотя бы на то, чтобы облегчить его муки.
Наша власть знает об этих умирающих детях, которым могут помочь в зарубежных клиниках, но которым государство не может оплатить лечение?
Наша власть знает, что в Беларуси человек, получивший травму позвоночника, может сгнить от пролежней, пока дождется инвалидной коляски?
Она знает, что здравоохранение экономит средства, и «скорая помощь» далеко не всем колет эффективные обезболивающие, из-за чего многие люди умирают в страшных муках?
Она посчитала, сколько онкобольных погибло и погибнет в барановичском регионе, потому что не получили необходимого лечения, когда в прошлом году там сломался выработавший весь мыслимый ресурс аппарат для лучевой терапии?..
Так почему мы нашли деньги на никому не нужный Дом приемов, на не первый по счету VIP-самолет, а на эти цели денег не нашли?
У меня один ответ и одно объяснение. Всё в нашей Беларуси есть -- и заводы, и самолеты, и резиденции, и космический спутник скоро будет… Только у многих из тех, кто у власти, нет совести.
Светлана Калинкина, «Народная воля»