Оппозиционные политические партии и организации в массе своей превратились в инструмент манипуляции и геополитических игр между белорусским режимом и Западом.
Оппозиция принимает решения, основываясь на сиюминутных выгодах отдельных лидеров или внутрипартийных групп, полностью игнорируя результаты предыдущих кампаний и реальное положение вещей в Беларуси.
Оппозиционные лидеры прекрасно понимают и заявляют о том, что выборов в стране нет. Ничего не указывает на то, что и нынешняя парламентская кампания пройдет как-то иначе, что в тюрьмах еще остаются политические заключенные. Однако, несмотря ни на что, большинство оппозиционных организаций («Говори правду», «ОГП», «Справедливый мир», «БНФ», «Рух за свободу») уже включились в избирательную кампанию.
Свое участие в «выборах» оппозиционные лидеры объясняют тем, что смогут организовать мобилизационную и информационную кампанию среди населения, что, по их мнению, даст оппозиции возможность донести до людей правду о ситуации в стране. Однако предыдущие избирательные кампании ясно показали, что: во-первых, оппозиция выходила из них еще более ослабленной; во-вторых, росло разочарование оппозицией со стороны демократического сообщества; в-третьих, представления большинства белорусов о деятельности оппозиционных партий по-прежнему оставались на очень низком уровне. Последнее связано не только с информационной политикой белорусского режима, но и с тем, что значительное число кандидатов от оппозиции, особенно в регионах, стараются не упоминать о своей принадлежности к оппозиционным партиям.
Участвуя в «выборах» в том формате, в котором они существуют, оппозиция не решит своих ни краткосрочных, ни долгосрочных стратегических целей.
Единственный политический субъект в Беларуси, которому выгодно участие оппозиции в этой избирательной кампании, – это власть. И основная ее цель заключается не в том, чтобы дискредитировать или ослабить оппозицию либо укрепить собственную легитимность, но в том, чтобы постараться пробить стену геополитической изоляции, возникшую между Беларусью и Европой после президентских выборов в 2010 году. Эту задачу белорусский режим попробует решить при помощи оппозиции на выборах 2012 года.
Фактически оппозиция превратилась в своеобразный политический таран, которым власти будут пробивать двери на Запад.
Конечно, ключевым вопросом в выстраивании диалога будет не имитация демократизации, но освобождение политических заключенных и реальные шаги по либерализации политических процессов в стране. Естественно, белорусские власти на это не пойдут и будут надеяться на то, что имитировав демократичность избирательного процесса, они смогут сделать шаг на пути выхода из тупика в отношениях с ЕС. Безусловно, существует вероятность того, что для усиления эффекта имитации власти пойдут на то, чтобы «пустить» одного-двух конструктивных оппозиционеров в парламент. На это так же надеется и оппозиция, поэтому она и исключает саму идею всеобщего бойкота выборов.
Прохождение минимального числа «оппозиционеров» в парламент не оказало бы никакого влияния ни на деятельность парламента ни на политические процессы в Беларуси, но стало бы очевидным сигналом для Запада начать диалог. Я не исключаю, что Европейский Союз мог бы начать и процесс ослабления политики санкций.
Павел Усов, Белорусский центр европейских исследований, специально для charter97.org