Участие оппозиции в «выборах» лишь обеспечит явку и сыграет на руку власти.
Об этом в статье на сайте Рolitoboz.com пишет обозреватель Андрей Суздальцев.
18 июня 2012 года Александр Лукашенко объявил дату очередных «парламентских выборов» в Беларуси. Новость была преподнесена в традиционном патерналистском формате: «надо проводить выборы, как праздник для белорусского народа. Давайте еще раз сделаем этот праздник. Этот день должен быть праздником для людей». Достижение легитимности нового состава нижней палаты белорусского «парламента» – истинный «праздник» для белорусских властей.
Для достижения легитимности необходима имитация электоральной борьбы за депутатские мандаты, что без оппозиции сделать невозможно. На легитимизацию «парламента» выделены финансовые ресурсы, освоить которые есть немало желающих, в том числе и в оппозиционных кругах. В итоге, картина год от года не меняется – имитация выборов, имитация участия в них, реальные деньги.
С известной степенью вероятности, можно говорить о своеобразном финансовом пуле из Администрации президента РБ, заинтересованной в легитимности белорусского «парламента», и внешних западных спонсоров (фондов), стремящихся к «раскрытию» белорусского политического поля, т.е. появлению в белорусском парламенте представителей оппозиции. Естественно, в случае создания оппозиционной фракции, Европе нужен легитимный парламент, т.е. участие оппозиции в «выборах» обязательно.
Было бы наивно считать, что ЕС надеется на свержение власти белорусского правителя посредством выборов. Белорусский «парламент» может быть сплошь оппозиционный, но это никак не скажется на возможностях А. Лукашенко удерживать власть. Действительно, зачем Западу свергать А. Лукашенко? Он ему еще не раз послужит, как, к примеру, это было в 2008 году.
Ситуация вполне прозрачна и понятна. Официальный Минск, а также некоторые брюссельские чиновники и западные спонсоры белорусской оппозиции стремятся решить задачу получения признанного в мире парламента, чтобы укрепить легитимность самого политического режима. Других целей нет и не может быть. При авторитарном режиме все ресурсы направляются исключительно на сохранение власти одного человека. Это азбучная истина, но ее каждый раз, как ни странно, приходится повторять, так как в белорусском политическом мирке существует традиция игнорировать очевидное. Иначе придется признать, что все действия, связанные с исполнением политического расписания властей, попытки диалога с белорусской правящей группировкой или даже наличие контактов с властями являются ничем иным, как пособничеством режиму.
На политическом поле в условиях авторитаризма нельзя быть «немного за» или «немного против» - это все равно что быть частично беременной, либо ты за режим , либо ты против него. Иных вариантов для людей, профессионально занимающихся политикой в условиях авторитарного режима, просто нет. Обывателю проще, он может нырнуть в политическое «болото» и попытаться абстрагироваться от политики, но политик сразу сваливается на маргинальную обочину. В условиях авторитаризма требуется четкая позиция. Если ее нет, нет и политики, партии, политического деятеля.
Некоторые белорусские «интеллектуалы» пытаются сочинить что-то вроде политического виндсёрфинга, срывая очки на флангах противоборствующих группировок. Идея не новая, и они не первые, кто пытался так маневрировать в условиях авторитаризма и утверждать, что можно пренебречь стратегической целью (свержение режима) и поиграть в тактику (участие в выборах, для, к примеру, проведения агитационной кампании). Аргумент «новаторов» прост: попытка бойкота уже была на рубеже веков и она не удалась. Интересно то, что при этом никто не приводит в пример кампании предвыборной агитации, которые удались, хотя эффект от таких «кампаний», как говорится на лицо: с каждой предвыборной кампанией влияние традиционной оппозиции падает.
Можно ли оппозиции в условиях авторитарного режима провести полноценную информационно-пропагандистскую кампанию, используя относительную политическую либерализацию по примеру осени 2010г.? Автор этих строк со всей ответственностью утверждает, что это невозможно по очень простой причине. Реальная оппозиция авторитарной власти должна бороться за свержение данной власти. Естественно, даже в условиях выборов, вещать на пикетах о свержении А. Лукашенко власть никому не даст. А вот раздача иллюзий об «европейском пути» вполне безопасна и даже полезна властям, учитывая тот факт, что потенциальная угроза режиму имеется только на Востоке. Вот такой парадокс: при принципиально противоположных внутренних задачах и власть, и традиционная проевропейская оппозиция действовать могут , не сговариваясь, заодно.
При этом как-то умалчивают, что предвыборная либерализация предыдущей предвыборной президентской кампании завершилась печально. А завершилась она 19 декабря 2010 года.
В то же время не очень понятно, почему проводить кампанию в формате «от двери к двери» в пользу избрания в лукашенковский «парламент» просто необходимо, а вот проводить кампанию против выборов в лукашенковский «парламент», передвигаясь от «двери к двери», является провокацией? Вот интересно, когда в белорусской оппозиции появится тот, кто скажет откровенно: за призыв участвовать в «выборах» платят, а за бойкот «выборов» не заплатят ни рубля, т.е. идем туда, где нам платят.
Тогда о какой оппозиции мы говорим? Ведь группировки, выступающие в различных вариантах за участие в «парламентских выборах» являются, по сути, политическими наемниками и к реальной оппозиции авторитарному режиму не имеют никакого отношения. Их задача во время «выборов», помимо легитимизации самого процесса голосования, состоит в том, чтобы призвать народ прийти на избирательные участки. Явка нужна властям. Те из оппозиции, кто призывает «идти не до конца», «воспользоваться процессом», на самом деле призывают обеспечить явку, так как, естественно, у каждой «двери» оппозиционные агитаторы будут призывать электорат не забыть посетить избирательный участок. Что властям и надо… Заявления оппозиции, что вот они готовы сняться с выборов за неделю до «выборов», если что-то там власти не выполнят, наивны. Власти, естественно, ничего не выполнят, так как главные дивиденды от участия оппозиции в «выборах» они и так получат. Все эти игры в политику окончательно закопают противников А. Лукашенко.
Но для чего оппозиция сама идет на «выборы»? По идее, для того, чтобы получить места в нижней палате белорусского «парламента». Наличие оппозиции в белорусском «парламенте» позволит сменить режим А. Лукашенко? Естественно, нет. Об этом уже говорилось выше. Напротив, появление оппозиционной фракции объективно укрепит положение правящей группировки, поможет ей выйти из международной изоляции.
Сможет ли оппозиционная фракция оказывать влияние на выработку политики белорусского государства? Нет, тоже не сможет, так как авторитарный режим использует демократические институты, включая «парламент», в качестве декораций, призванных замаскировать ничем не ограниченную власть одного человека. В Беларуси от «парламента» ничего не зависит, это псевдодемократическая структура. Кому-то хочется получить место политического клоуна?
Россия
Нужен ли России, которая пытается интегрировать Беларусь в свой проект Таможенного Союза – Единого экономического пространства, легитимный «парламент» в Беларуси? Естественно, нужен, так как плохо, когда один из партнеров по интеграции, скажем так, недостаточно легитимен. Это означает, что оппозиция, по представлениям российского руководства, должна «не мешаться под ногами» и участвовать в «выборах». Участие оппонентов режима в предвыборной борьбе заодно демонстрирует, что никакого авторитарного режима в Республике Беларусь нет, так как РФ интегрироваться с авторитаризмом как-то неудобно, да и даже теоретически невозможно. Оппозиция в данном случае и не мешает, послушно идет на очередные «выборы», но при этом обижается, что ее не замечают в Москве. Россия, мол, «не растит замену» А. Лукашенко и т.д.
А зачем «растить» и «замечать», если и так все неплохо? Ведь никакой оппозиции в ее истинном значении нет, раз от нее исходит призыв идти на псевдовыборы, где нет реального выбора. Эта оппозиция не мешает интеграции, так как ее влияние мизерно, она фактически не критикует А. Лукашенко за его непрерывные попытки обворовать Россию, близоруко считая, что этим он наносит ущерб исключительно себе, а не белорусскому народу и государству.
Оппозиция остается в русле политики белорусских властей и поэтому Москве нет необходимости нарушать заложенную еще во времена Б. Ельцина традицию невмешательства во внутренние дела друг друга. В данном случае, стоит оговориться, что белорусский правитель не всегда этой традиции придерживался. Достаточно вспомнить пиар-кампанию, направленную против Кремля, которую он развернул во второй половине 90-х годов, объезжая российские регионы.
Другое дело, если бы оппозиция выработала свой жесткий план свержения режима, стала бы действительно опасной для А. Лукашенко. Это продемонстрировало бы не только России, но и ЕС, что позиции пожизненного белорусского президента заколебались, он сталкивается с серьезными проблемами у себя дома и т.д. С такой реальной оппозицией будут разговаривать и даже договариваться, ведь нанять ее, как это сейчас делают западные фонды и АП РБ, было бы невозможно.
Россия не будет искать замену А. Лукашенко, пока он реально не споткнется. Он это знает и, уповая на свою исключительность, тянет из России все, что может, далеко перекрывая все интеграционные авансы. Действительно, белорусскому правителю можно частично поверить, когда он говорит « я никогда не украду у своего народа» (22.06.2012). Во-первых, у белорусов и красть особо нечего. Во-вторых, крадет А. Лукашенко, причем беззастенчиво и нагло, у соседнего русского народа . Вот это и является главным предметом политической деятельности автора этих строк в России, обеспечивающей его статус персоны-нон-грата в Беларуси.
Белорусский правитель тянет из России ресурсы, используя их для упрочения своей власти в республике и для личного обогащения. Возникший в последние десятилетия белорусский олигархат составил свое состояние исключительно на российских ресурсах и российском рынке. Возникает вопрос, почему с этим мирится Россия?
У нее есть выбор? Ей предоставили это выбор белорусский политический класс, белорусская оппозиция или так называемые белорусские «интеллектуалы»? В меру возможностей Москва лупит по вороватым белорусским ручкам, старательно перекрывая очередные схемы наживы на интеграции, двусторонних связях или просто добром отношении, но для того, чтобы проблему А. Лукашенко решить однозначно и безвозвратно, необходима воля белорусского политического класса жить честно, а не наживаться на «схемках». Но таких противников «халявы» что-то в Минске не видно и не слышно, что понятно. Они не найдут поддержки в среде номенклатуры, силовиков, банкиров, директората, да и населения. Как раз наоборот, слышны заявления, что в случае свержения правящего в Беларуси режима, на Россию будет возложена обязанность выплачивать своеобразную контрибуцию за поддержку А. Лукашенко. И эти люди требуют от Москвы поддержки?
Что же делать?
Ничего не делать в пользу властей. Простому человеку просто не ходить на «выборы», чтобы не предоставлять властям возможность манипулировать его голосом. Лучший инструмент борьбы с нелигитимными «выборами» – максимально низкая явка, которую невозможно скрыть. Оппозиции необходимо заняться своей главной задачей: свержением режима. В тактическом плане: провалить «парламентские выборы», рассматривая сам факт их проведения референдумом в поддержку А. Лукашенко с заведомо известным результатом.
И надо окончательно размежеваться с соглашателями, видя в них предателей борьбы с режимом, продажную агентуру властей. Рассчитывать, что в рядах соглашателей есть люди, которые не разобрались, наивно. Надо перестать опасаться расколов: их все равно не избежать. Чем ближе к победе, тем больше будет сопротивление и больше противников. Союзники превратятся в попутчиков, затем в отколовшихся, потом – во врагов. Это логика реальной, а не имитированной политической борьбы. Нельзя быть для всех хорошим, центром консолидации и добиться власти. И еще: когда вы объединяетесь с предателями, вы сами становитесь предателем. Неужели не понятно?
Неужели не понятно, что воевать с авторитаризмом невозможно демократическим инструментарием? Это все равно, как польскому улану нападать на немецкий танк в сентябре 1939 года или коммунистам и социал-демократам прямо из концлагерей провалить какой-либо из объявленных Гитлером после 1933 года референдумов (выборов в Германии к тому моменту уже не было). Участие в выборах при авторитаризме сродни подвигу Матросова – оппозиционному активу предлагают лечь на смертоносный пулемет. Кто-то считает, что жертвенность испугает власть? Кто-то сомневается в том, что А. Лукашенко ради власти сможет спокойно вырезать всю Беларусь? Думается, что после 19 декабря 2010 г. никто.
Любой исход «выборов» для власти А. Лукашенко столь же опасен, как слону дробинка. Или кто-то думает, что белорусский народ выйдет на площадь и начнет «цветную революцию», требуя ответа, куда ушли его голоса на выборах в псевдопарламент, который ничего не может и никому не нужен? Ответ очевиден.
Молох авторитаризма уничтожает политических противников, перетирая их в лагерную пыль. Судьба четырнадцати политических заключенных остается немым укором тем, кто пытается вновь поиграть с А. Лукашенко в спектакль под названием «парламентские выборы», чем они косвенно способствуют окончательному становлению белорусского ГУЛАГа. За призывами «поучаствовать», «использовать предоставленные возможности донести до народа наши взгляды» скрываются белорусский ОМОН и следователи КГБ. Собирайте подписи, господа, составляйте списки… они очень пригодятся властям.