На необъятных постсоветских просторах полным ходом идет новая азартная игра «Кто круче кинет Кремль?».
К развеселой компании президентов Беларуси и Узбекистана присоединился их киргизский коллега. Бишкек объявил на днях о том, что вместо американской военной базы «Манас», о закрытии которой было торжественно объявлено во время визита киргизского президента Бакиева в Москву, начнет функционировать некий Центр транзитных перевозок. За что Вашингтон обещал отвалить уже не жалкие 17 миллионов долларов как раньше, а чуть ли не в десять раз больше. Насколько можно понять, разница между создаваемым центром и базой чисто формальная: изменится юридический статус объекта и тех, кто там работает. Впрочем, охранять базу будут, как и прежде, американские военнослужащие.
Таков замечательный финал четырехлетних дипломатических усилий России. Напомню, что впервые президент Путин поставил вопрос о закрытии американской военной базы в Киргизии еще в 2005 году, после того как добился такого же шага от Узбекистана. Бакиев старательно избегал подобных обязательств. Но, когда в феврале Москва выдала ему полмиллиарда долларов, ему просто было некуда деваться. Но потом американцы подняли цену, и Бакиев не устоял и кинул.
Есть, правда, оптимисты, которые полагают, что решение о создании Центра по транзиту — результат закулисных американо-российских договоренностей. Показала, мол, Москва Вашингтону, кто на постсоветском пространстве хозяин, а потом милостиво разрешила продолжить транзит, так как не меньше американцев заинтересована в том, чтобы афганские талибы потерпели поражение. Но, честно сказать, непохоже.
Во-первых, официальное заявление МИДа по этому поводу уж точно выглядит попыткой сохранить хорошую мину при очень скверной игре: «Заключение подобного соглашения является, безусловно, суверенным правом Киргизской Республики. Если говорить о транзите невоенных грузов НАТО для нужд контртеррористической операции в Афганистане, то, как известно, согласие на осуществление такого транзита дали как Россия, так и соседи Киргизии по региону.
Что касается авиабазы США в аэропорту «Манас», киргизское руководство неоднократно заявляло о том, что принятое в феврале с.г. решение о закрытии этого военного объекта является окончательным и пересмотру не подлежит. Видимо, из этого и надо исходить». Поэтому веришь «Коммерсанту», который ссылаясь на источники в российском внешнеполитическом ведомстве, сообщил о том, что МИД пребывает в раздражении и обещает ответные меры.
Во-вторых, если происшедшее стало результатом договоренностей между Россией и США, то объявить об этом было бы логично во время предстоящего американо-российского саммита в пакете с другими соглашениями. А так получается, что Россия, истратившая немало сил и средств для того, чтобы монополизировать возможности транзита в Афганистан, потеряла эту сильную карту накануне переговоров с Обамой.
В сложившейся ситуации следует, конечно, выразить соболезнование г-ну Онищенко. Думаю, что как раз сейчас его сотрудники пытаются выяснить, что же такое Киргизия экспортирует в Россию. В результате поиска в Интернете мне удалось выяснить, что эта страна поставляет некую сельхозпродукцию и ткани нашей армии, а также табак и почему-то электрические лампочки. Главное же, что я выяснил на сайте киргизского внешнеторгового ведомства: главными импортерами киргизских товаров являются Чехия, Латвия и США. Россия не входит даже в первую десятку импортеров. И это, согласитесь, делает миссию господина Онищенко довольно затруднительной. На его месте я бы занялся поиском жучка-долгоносика в электролампочках.
Впрочем, не только главе Роспотребнадзора, но и мне, рядовому гражданину, становится за державу обидно. Ну что же это мы играем роль главного постсоветского простофили. Лукашенко обещал признать Абхазию и Южную Осетию за миллиард долларов. Миллиард взял, Абхазии с Южной Осетией не признал. Россия приняла Каримова под свое крыло после того, как узбекский президент оказался в международной изоляции после андижанской резни. А он, неблагодарный, даже соглашение о Силах оперативного развертывания подписывать отказался. И вот теперь Бакиев туда же…
И ведь, самое смешное, что всех этих кидал никто, кроме Онищенко, к порядку призвать не может, нет, кроме Роспотребнадзора, других инструментов давления. А все потому, что договоренности с хитрыми партнерами по СНГ, основаны на взаимном подмигивании и похлоповании по плечу. Мол, мы вам деньги, но не просто так, а за изгнание американцев или за признание Южной Осетии и Абхазии. Такие договоренности нигде не фиксируются. И стало быть, не существует никакого четкого аппарата санкций за их нарушение.
И вот тут-то возникает вопрос об адекватности российской внешней политики. Получается, что она такова, что изложить ее открыто в международном договоре невозможно. Попытка жить в мире Real politik XiX века, то есть в мире тайных соглашений, оборачивается тем, что младшие партнеры все время надувают Москву. А она обречена это терпеть — других-то союзников у нее нет и не будет.