Белорусы должны быть готовы, не теряя времени, брать судьбу в свои руки, когда ситуация это позволит.
Посол Венгрии в Беларуси Ференц Контра не стал задерживаться в Минске ни на один день и уехал на родину сразу, как только закончился срок его миссии в нашей стране. Он не скрывал, что годы, проведенные в Беларуси, были очень напряженные, работа требовала много сил - и моральных, и физических.
Уезжая, дипломат дал интервью «Народной воле».
- Господин Посол, с каким настроением уезжаете из Беларуси?
- В прекрасном настроении. Любящий свою страну дипломат всегда с удовольствием возвращается домой.
4 года работы послом в любой стране - это достаточно. 4 года в Беларуси - более, чем достаточно. Думаю, что я даже слегка задержался в Минске, учитывая особенности пребывания в вашей стране. Хотя, безусловно, мы будем вспоминать Беларусь. Страна очень красивая, с великолепной природой. В Минске было много приятных встреч, появились новые друзья, которых мы с женой с удовольствием будем рады видеть в Будапеште, где за чашечкой кофе сможем спокойно пообщаться, зная, что за нами никто не подглядывает и нас никто не подслушивает, как в Минске.
- Наверное, не ошибусь, если скажу, что ваша командировка в Беларусь была омрачена не очень приятными событиями. За то время, что вы возглавляли дипмиссию Венгрии в Беларуси, из нашей страны были вынуждены уехать два дипломата посольства, в прошлом году в центре скандала оказалась ваша жена Инна Контра. МИД Венгрии даже был вынужден на специальной коллегии рассмотреть дело о компромате, после чего внешнеполитическое ведомство назвало произошедшее «тяжелой и грубой провокацией». И все же чего было больше в Беларуси: негатива или позитива?
- Все зависит от того, когда на это смотришь. Через 10 лет, наверное, я скажу, что было больше позитива. Сейчас я так сказать не могу.
Тот климат, который окружает посольства стран Евросоюза в Беларуси, не способствовал тому, чтобы люди могли концентрироваться на результате. Когда официальный Минск не идет на контакт, когда из-за двусторонней политики мы не встречаемся на определенном политическом уровне, не может быть тех результатов, о которых мечтает любой посол. Поэтому есть определенное чувство неудовлетворенности.
- Но какие-то совместные белорусско-венгерские проекты удалось реализовать за четыре года, что работает посольство вашей страны в Минске? Когда посольство только открывалось и вы приехали в Минск, планов было много…
- Мы ставили несколько приоритетов. Один из них - улучшить торгово-экономические отношения между нашими странами. Второй - наладить выдачу виз и выдать их как можно больше белорусским гражданам. Третий приоритет - более углубленное участие в формировании политики стран Евросоюза по отношению к Беларуси.
Что касается торгово-экономических отношений, то были и победы, и неудачи. Результатом можно считать то, что, несмотря на кризис, сохранился неплохой товарооборот между Венгрией и Беларусью. Венгерские бизнесмены, крупные компании нашли в Беларуси партнеров и работают. Однако есть сложности. Мы хотели открыть в Беларуси сеть супермаркетов, где могли бы торговать венгерскими винами, продуктами. Не получилось, хотя переговоры велись на высоком уровне. Правда, качественные венгерские вина на белорусском рынке появились, но наши виноделы могли бы предложить еще более широкий ассортимент.
- Из того, что есть, что бы вы посоветовали белорусскому покупателю?
- Венгерское шампанское и вина из Эгерского региона…
- Что касается второго приоритета…
- С выдачей виз - полный успех. В прошлом году мы выдали более 7,5 тысячи виз. Уже второй год мы выдаем визы от имени Швейцарии. Жалоб нет, люди хорошо отзываются о работе нашего консульского отдела, о том, как организована выдача виз. Хотя этот результат нам дается нелегко: консульский отдел посольства небольшой. Но мы сознательно идем на это, понимая, как важно не обмануть ожидания людей. Стараемся постоянно улучшать качество работы, чтобы ни у кого не осталось плохого впечатления от встречи с нашим консульством.
В общем, в этих областях нам удалось что-то сделать. К слову, немножко удалось показать белорусам венгерскую культуру. Хотя я не совсем доволен этими результатами. Например, запланированные Дни венгерской культуры в Минске в период председательствования Венгрии в ЕС не удалось провести. Сложно сказать, произошло это из-за негативного отношения белорусских властей к нашему посольству или потому, что не было интереса наших министерств, но, надеюсь, что эти Дни могут пройти в следующем году. Усилиями посольства удалось провести выставку венгерского фарфора, были организованы музыкальные вечера, выставки в филармонии.
- В конце февраля случился дипломатический скандал, послы стран ЕС были вынуждены уехать из Беларуси. Не так давно вы вернулись. Почувствовали ли вы какие-то изменения в поведении официального Минска и в его отношении к европейским дипломатам?
- Не вижу, чтобы что-то сильно изменилось. Послов, правда, не трогают. Может быть, потому, что сейчас одновременно покидают Беларусь четыре посла стран Евросоюза, Временный Поверенный в делах США. Это дипломаты, которые достаточно хорошо знакомы с белорусскими реалиями, дипломаты, у которых за время пребывания в Беларуси сложилась очень четкая и однозначная позиция. Эти руководители дипмиссий иногда казались неудобными, проблематичными, но они представляли свою страну, а не белорусскую политику у себя дома. Ожидать, что мы не будем реагировать на оказываемое на нас давление, наивно.
- Если не секрет, о каких особенностях работы в Беларуси расскажете своему преемнику?
- Новый посол Венгрии приедет в Беларусь в сентябре. Вильмош Сиклавари - опытный дипломат, три командировки отслужил в Болгарии, был генеральным консулом в Украине, в городе Ужгород. Думаю, его опыт работы в постсоциалистической Болгарии и постсоветской Украине будет достаточно полезным для пребывания в Беларуси.
Мы с ним уже встречались, когда в марте-апреле из-за очередного скандала в Минске я, как и все послы стран ЕС, был вынужден находиться дома. Тогда мы обсудили особенности работы в Беларуси. Я пытался дать ему понять, что Беларусь - это необычное место для дипломатов, где есть свои сложности, с которыми новым дипломатам нужно считаться. Например, нет условий для нормальной дипломатической работы в том плане, что белорусские власти не идут на контакт, приглашения на участие в дипломатическом приеме часто не принимают, когда посол попросит о возможности встречи с высокопоставленными чиновниками, могут отказать. В других странах это не совсем так.
За последние 10 лет в Беларуси сломали карьеру не одному дипломату. На них целенаправленно собирался компромат, который потом был показан по телевизору, выложен в интернет. Дипломаты были отозваны, выгнаны с работы. Судьбы людям ломали только потому, что белорусским властям не нравилась политика их страны и им хотели отомстить. В редких странах подобное практикуется.
- 23 сентября в Беларуси пройдут выборы в парламент. Власти не согласились вносить поправки в избирательное законодательство, что позволило бы провести выборы, соответствующие стандартам ОБСЕ. Недавно Александр Лукашенко заявил, что «ни под кого извне мы не должны подстраиваться и не будем это делать». Можно ли при таком раскладе рассчитывать, что удастся начать процесс налаживания отношений между Беларусью и Европой?
- Что касается выборов, то за их проведением наблюдает миссия БДИПЧ ОБСЕ. Если она получит приглашение от белорусских властей, то пришлет своих наблюдателей на парламентские выборы. Хотя страна-член ОБСЕ, а Беларусь таковой является, обязана приглашать наблюдателей ОБСЕ на выборы.
Чего ожидать от очередных выборов? Они будут проведены той же избирательной машиной, по тем же правилам, как и все выборы в Беларуси за последние 17 лет. Уже сегодня звучат те же высказывания, что это будут честные выборы, выборы для народа, выборы-праздник. Но эта избирательная система уже доказала, что она не способна провести выборы в соответствии с международными стандартами. Дай Бог, чтобы этого не было на сей раз. Но я пока не вижу никаких сигналов, что сентябрьские выборы в парламент будут отличаться от предыдущих.
А что касается налаживания отношений между Беларусью и ЕС, все зависит от желания белорусских властей. Если они захотят с нами сотрудничать, они прекрасно знают, что для этого нужно делать. Прежде всего, освободить из тюрем всем политзаключенных и восстановить их в политических правах независимо от того, признают власти, что есть политзаключенные или нет. Мы все знаем, о ком идет речь, кого разные влиятельные правозащитные организации мира считают политическими заключенными в Беларуси. Только после этого мы можем начать разговор о том, что нас объединяет и как нам сотрудничать в будущем.
- Если проехать по Европе в период избирательных кампаний, все города будут окрашены в цвета партий-соперников. Беларусь сейчас накануне выборов. Как вы считаете, можно ли политическую карту Беларуси считать многоцветной?
- В стране, где власть называет оппозицию «пятой колонной», политическая палитра не может быть многоцветной. В Беларуси не существует условий для нормальной работы оппозиции. А это ответственность властей - создавать такие условия. Власти или боятся оппозиции, или считают, что она не нужна.
- На ваш взгляд, все ли делают оппозиционные партии и движения, чтобы быть полноценными участниками политической жизни страны?
- Мне сложно давать какие-то советы белорусской оппозиции. Более того, следует воздержаться, чтобы меня не обвинили в том, что вмешиваюсь во внутренние дела Беларуси. Но однозначно: что-то изменить в своей стране могут только ее граждане. Изменить политическую ситуацию могут только оппозиционные партии. События, которые сейчас происходят на Ближнем Востоке, тому подтверждение. Никто не думал, что Каддафи так кончит. Народ оказался сильнее. Народ во многих странах менял власть.
Но сегодня в Беларуси многие довольны. И пока простые люди накормлены, имеют 200 или 300 долларов зарплаты, которая их устраивает, никто не сможет их заставить изменить ситуацию в стране.
- В Венгрии зарплаты выше?
- Средняя зарплата в Венгрии 600 евро. Но у нас намного выше цены на коммунальные услуги, топливо. В чем разница между белорусскими и венгерскими ценами и зарплатами? В Беларуси люди получают небольшую зарплату, но оплачивают лишь небольшой процент от затрат на коммунальные услуги. В Венгрии зарплата выше, но мы платим за коммуналку 100%.
- Это сколько?
- У меня в Будапеште престижная 4-комнатная квартира, и в летний период я могу за нее платить порядка 200 евро. В эту сумму входит все затраты: свет, газ, вода и т.д. Но если среднестатистический венгр даже потратит часть своей зарплаты на коммуналку и топливо, то на руках у него все равно останется сумма, превышающая среднюю зарплату в Беларуси.
В вашей стране недодают зарплату. Власть держит часть зарплаты у себя и за эти деньги занимается «благотворительностью». «Я вам дам, мы повысим», - говорят первые лица Беларуси. Но кто это я? Кто мы? Откуда у них деньги? Всем дают понять: кто им выделяет эти деньги, за того и надо голосовать.
Международные финансовые институты в своих анализах говорят о том, что эта система несостоятельна. Она может существовать только до тех пор, пока ее кто-то финансирует. Сегодня Беларусь финансирует Россия. Но сколько это может длиться, не известно.
- Что вас больше всего удивило в нашей стране?
- В Беларуси при достаточно низком среднем уровне жизни очень много дорогих автомобилей. Автопарк состоит из автомобилей категории на порядок выше, чем в Венгрии. У нас доминируют машины средней категории, у вас очень много «БМВ», «Лексусов», «Мерседесов», много джипов, кроссоверов.
Если говорить об особенностях Беларуси, то одна из них - отсутствие независимых телеканалов. Есть только государственное телевидение, которое дозированно ведет пропаганду, иногда до обидного примитивную, рассчитанную на очень недалеких людей.
- Господин Посол, это уже не первое наше с вами интервью. Трудно не повторяться. А какой вопрос на моем месте вы задали бы себе?
- Я очень уважаю журналистов, и во время пребывания в Беларуси никому не отказал в интервью. Я считаю, что СМИ - это четвертая власть. Вы можете повлиять на мышление людей, открыть им глаза на те или иные события. В белорусской ситуации, когда подавлялось инакомыслие, на послов стран ЕС оказывалось давление, я считал своим долгом открыто говорить с журналистами. Не осталось ничего, что бы во мне кипело и о чем я перед отъездом хотел рассказать.
Возможно, я бы отметил то, что в Беларуси у меня появилось много друзей среди дипломатов. Когда я приехал в Минск, дипкорпус был расколот. С одной стороны находились послы стран СНГ, с другой - послы арабских государств, с третьей - послы стран ЕС и так далее. Дуайеном был посол Палестины, мой хороший друг, с которым мы в одно время 5 лет служили в Афинах. И мы решили постараться сблизить коллег. Мне кажется, нам это удалось. Теперь послы из разных регионов мира чаще встречаются, могут более открыто поговорить, вместе пообедать.
- Дается ли дипломатам время для отдыха после ротации? Как вы собираетесь его провести? За каким занятием вам лучше всего отдыхается?
- Впереди у меня около двух месяцев отпуска. Проведу его в кругу семьи. Моя дочь - тоже работник МИД - в сентябре уезжает в командировку за границу вместе со своей семьей, и, конечно, нам всем хочется побыть вместе. Тем более что у нас есть прекрасная трехлетняя внучка, которая редко видит бабушку и дедушку.
- Есть ли у вас предположение, каким будет ваше следующее назначение?
- Мой 35-летний опыт работы в МИД предопределяет, что от этого региона я далеко не уйду. Сегодня я почти единственный сотрудник МИД Венгрии, который работал послом в Украине, России, Узбекистане, Армении и Беларуси.
- А где бы вам хотелось работать?
- Я очень люблю теплые страны. Наверное, это мечта каждого - иметь после работы возможность пойти на берег моря и поплавать…
Работа в Беларуси - это великолепный опыт в профессиональном плане. Опыт, которым надо делиться с коллегами.
- Вы за время пребывания в нашей стране завоевали уважение многих белорусских женщин истинно мужским, даже можно сказать, рыцарским поведением. Как вы считаете, белорусским мужчинам свойственно рыцарство?
- Я видел много рыцарских турниров в Беларуси… Но демонстрировать рыцарство и вести себя по-рыцарски - это разные вещи. Но те белорусы, с которыми мне доводилось общаться, за которыми я наблюдал на улицах, в торговых центрах, производили на меня очень хорошее впечатление. Беларусь - абсолютно европейская страна, с цивилизованным, образованным населением. Другое дело, что из-за политики Беларусь самоизолирована от многих европейских процессов.
- Что вы возьмете с собой в память о нашей стране?
- Фотографии. Мы немало путешествовали по Беларуси. Я сделал много фотографий и планирую открыть выставку своих работ в Будапеште, в МИД. Мне хочется показать своим коллегам Беларусь. Это будут снимки обычных людей, белорусские пейзажи, фотографии автозаков на минских улицах, кадры из солигорских шахт и т.д. К слову, очень интересные поездки по стране для дипломатов организовывал «Дипсервис» Администрации Лукашенко.
- И традиционный вопрос: ваши пожелания белорусам?
- Я бы пожелал белорусам свободы передвижения, чтобы люди могли свободно ездить в соседние страны, знакомиться с тем, как живут европейцы. Когда Венгрия присоединилась к Евросоюзу, самым положительным моментом стало то, что мы смогли ездить по Европе и видеть, как там живут люди. Это я считаю очень важным.
Думаю, что белорусам надо изучать опыт стран Центральной Европы, потому что ни одна страна не застрахована от перемен и то, что произошло у нас 20 лет назад, обязательно произойдет в Беларуси. И люди должны быть готовы, не теряя времени, брать судьбу в свои руки, когда ситуация это позволит.