«Палата представителей» приняла поправки в законы «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии экстремизму».
Как сообщил председатель Комитета государственной безопасности Вадим Зайцев, законопроект предусматривает дополнительные меры, «способствующие обеспечению безопасности Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз, совершенствованию механизмов их ликвидации».
Поправки в закон «О борьбе с терроризмом» изменяют понятие «терроризм», трактуя его не как действие, а как явление:
«Терроризм - социально-политическое и криминальное явление, включающее идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие органами власти решений либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, нарушения общественной безопасности, устрашения населения, провокации международных осложнений, войны, подрыва конституционного строя и дестабилизации внутреннего положения государства».
Новая формулировка распространяется на всю общественно-политическую деятельность. Ведь сейчас проведение забастовки или уличной акции подпадает по ней под термин «терроризм», потому что любую несанкционированную акцию власти могут трактовать как «угрозу насильственных действий».
В законопроекте также расширяется понятие «террористической деятельности»:
«Террористическая деятельность - деятельность, включающая организацию, планирование, подготовку и осуществление акта терроризма, подстрекательство к акту терроризма, пропаганду идей терроризма, распространение и (или) предоставление материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, информационное либо иное пособничество в планировании, подготовке или реализации акта терроризма».
К проведению контртеррористических операций теперь можно привлекать армию. Об этом говорится в статье, которой предлагается дополнить закон.
Изменения предлагается внести и в закон «О противодействии экстремизму». В частности, они касаются определения «экстремистских материалов». Ими предлагается считать «информационную продукцию (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые в том числе при помощи технических каналов связи, плакаты, транспаранты и иную наглядную агитацию, рекламную продукцию), предназначенную для публичного использования, распространения либо распространенную любым способом, содержащую призывы к экстремистской деятельности, пропагандирующую такую деятельность и признанную экстремистскими материалами решением суда».
Законопроект предусматривает, что информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности и пропагандирующую ее, будут изымать уполномоченные должностные лица госорганов, осуществляющих противодействие экстремизму. В настоящее время такими органами являются органы госбезопасности, внутренних дел и прокуратуры. Законопроектом в этот перечень добавляются органы пограничной службы, таможни, государственные органы в сфере массовой информации.
К «борьбе с терроризмом и экстремизмом» теперь будут привлекать и Министерство информации. По словам Зайцева, оно будет препятствовать размещению в СМИ информации, распространение которой запрещено.
Как ранее сообщал сайт charter97.org, Министерство информации часто признавало экстремистскими материалы, которые содержались в независимых СМИ. Например, после президентских выборов 2010 года «Авторадио» было обвинено в распространении «информации, содержащей публичные призывы к «экстремистской деятельности». Именно так чиновники расценили фразу кандидата в президенты Андрея Санникова о том, что «судьба страны решается не на кухне, а на площади».