Издевательства над задержанным останавливались только во время прихода следователей или адвокатов.
Мать задержанного по подозрению в краже Павла Плаксы добивается, чтобы прошла полноценная проверка по фактам применения пыток сотрудниками милиции в отношении ее сына, сообщает ПЦ «Вясна».
Павла Плаксу задержали 30 мая 2012 года в Минске. Его мать, которая живет в Барановичах, рассказывает, как она узнала о случившемся и что было потом:
- Вечером мне позвонила гражданская жена Павла и сказала, что сына забрали люди, которые представились сотрудниками правоохранительных органов. Якобы по подозрению в квартирной краже. Позже я узнала, что Павла отвезли в РУВД Ленинского района Минска. В дежурной части эту информацию подтвердили, но подробностей никто не сообщал. Побеседовала со следователем - тоже ничего конкретного. И в то же время мне позвонил человек, сказал, что он из милиции, сообщил, что можно привезти сыну поесть, теплые вещи, предметы гигиены. Приехала, мне в РУВД говорят: «Возьмем только еду». Уехала обратно в Барановичи, вечером звонит следователь: «Можете привезти одежду и предметы гигиены». У меня чуть истерика не случилась! Я ведь только что была в Минске, но там отказались принимать эти вещи!
По ее словам, и в тот день она не нашла сына в РУВД, его уже перевели в изолятор на Окрестина.
- Там, в конце концов, вещи приняли, - продолжает женщина. - А мы с мужем решили узнать подробности дела. Следователь сказал только, что сына увезут в СИЗО в Жодино, идет разбирательство... Выходим из следственного отдела, и тут опять телефонный звонок. Мужчина представился сотрудником милиции, но фамилию не назвал. И рассказал, что в РУВД над Павлом сильно издевались. Вроде бы не давали ни пить, ни есть, не водили в туалет.
Сам Павел сообщил адвокатам, что все это время (в течение 3 дней) сотрудники РУВД его систематически и жестоко избивали, заставляя признаться в краже: били руками и ногами, прыгали у него на спине, неоднократно делали «ласточку» (сжимали наручниками руки за спиной , а ноги продвигали под руки и связывали их проволокой). А потом лежачего избивали дубинками. Когда уставали бить - надевали на голову целлофановый пакет и перекрывали воздух.
Побои менялись психологическим давлением: нелюди в погонах угрожали задержать также и его гражданскую жену, а двухмесячного ребенка поместить в больницу. Зверства «правоохранителей» останавливались только на время прихода следователей или адвокатов.
Таким образом они добивались получения от Павла признательных показаний в совершении краж.
Насколько по-варварски пытали Павла милиционеры свидетельствуют ежедневные вызовы бригады врачей «скорой помощи»: 31 мая, 1 и 2 июня. Наконец медики после проведения медосмотра отвезли избитого Павла в 5 городскую клиническую больницу. Когда следы пыток скрыть стало невозможно, поскольку подозреваемый не мог участвовать в следственных действиях, 5 июня была проведена судебно-медицинская экспертиза.
Наполовину живая мать Павла Плаксы снова пришла к следователю.
- Я спросила в лоб: «Были такие факты? Это так? Почему вы нам не сообщили?» Та мне: «А вы об этом не спрашивали. Вашему сыну просто плохо стало, ему вызвали «скорую». Единственное, что у него остались следы от наручников. Может быть, хотел от них освободиться...» и добавила, что, мол, многие в камерах сами бьются головами об стенку и ломают руки и ноги.
Необоснованное применение физической силы и жестокие пытки со стороны сотрудников милиции Ленинского РУВД Минска мать и отец Павла Плаксы обжалуют в самых разных инстанциях. Они сообщили о пытках в постоянную комиссию «палаты представителей» по правам человека, национальным отношениям и СМИ, в Главное управление собственной безопасности МВД, в Прокуратуру Ленинского района. Прокуратура успела переслать жалобу родителей в Следственный комитет Ленинского района. Следователь И. Мукасей обещал родителям, что «заявление по поводу незаконных действий сотрудников Ленинского РУВД Минска в отношении П. Плаксы присоединено к материалам проверки от 8 июня. О результатах проверки будет сообщено дополнительно».
Однако у правозащитников имеются серьезные подозрения в беспристрастности этой проверки. И вот почему.
Правозащитник Валентин Стефанович, комментируя факты применения пыток в отношении задержанного Плаксы, отмечает следующее: «Использование пыток является грубым нарушением прав человека. Пытки запрещены как национальным законодательством Беларуси, так и международными нормами в области прав человека. В данной ситуации мы исходим из презумпции доверия к той информации, которую нам рассказали родные Павла Плаксы. Начиная с 30 мая, с момента его задержания, вся ответственность за состояние его здоровья и его жизнь несут органы следствия и конкретные должностные лица. Вот пусть они ответят на вопрос: «Почему задержанному физически здоровому молодому человеку после ряда проведенных допросов дважды вызывали в РУВД «скорую» и направляли его в 5-ю больницу?»
При этом надо отметить, что правозащитники уже не впервые сталкиваются с ситуацией, когда органы прокуратуры просто пересылают жалобы на действия сотрудников милиции в соответствующие районные следственные комитеты. Получается, что органы прокуратуры, которые имеют функции надзора за органами следствия после создания института Следственного комитета не вправе осуществлять уголовное преследование. В случае с Павлом Плаксой жалоба его родителей на действия сотрудников Ленинского РУВД была перенаправлена в Следственный комитет Ленинского района - орган, который ведет уголовное дело Павла и в котором сейчас работают бывшие следователи тога же самого Ленинского РУВД.
- Мы считаем, что по данным фактам должна быть проведена надлежащая проверка, установлены виновные и, в случае установления их вины, привлечены к определенной законом ответственности. Мы будем внимательно следить за этим делом, в том числе проинформируем об этом спецдокладчика комитета ООН против пыток, - сообщает Валентин Стефанович.