Известный российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, директор киноконцерна "Мосфильм", народный артист России Карен Георгиевич Шахназаров отмечает сегодня 60-летие.
Карен Шахназаров родился в Краснодаре в 1952 году. В 1975 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Таланкина. У этого же режиссера он работал ассистентом на съемках фильма "Выбор цели".
После окончания вуза молодой режиссер дебютировал сатирической комедией "Добряки" о том, как выскочка-бездарь давил на жалость коллег по научному институту и к общему ужасу стал их начальником.
За свою творческую деятельность Карен Шахназаров снял 15 больших картин. Они очень разные по темам, жанрам, стилям. Сам режиссер говорит, что не может объяснить, почему у него в итоге получились такие разные фильмы. Выбор темы, жанра новой работы для него всегда процесс интуитивный и эмоциональный. Например, музыкальные картины "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх" он снял, потому что на тот момент ему это было крайне интересно. Впоследствии фильм "Мы из джаза", вышедший в 1983 году на экраны, принес режиссеру широкую известность. Эта лента, названная по опросу читателей журнала "Советский экран" лучшим фильмом года, была удостоена также нескольких международных призов.
В 1986 году на экраны вышла семейная комедия "Курьер". Фильм стал культовым у молодежи и снова был назван читателями "Советского экрана" лучшим.
Впоследствии каждый новый фильм Шахназарова становился неожиданностью. В "Городе Зеро" впервые в советском кино возник полновесный абсурд, гротескный срез общественного сознания, где реальная картина мира замещена мифом. В "Цареубийце" впервые в советском кино снялась мировая суперзвезда - Малкольм Макдауэлл, а для глубокого погружения в историю был применен мистический сюжет с переселением душ. Этот прием свободной исторической композиции был опробован и развит в фильмах "Сны", "Яды, или Всемирная история отравлений", "Всаднике по имени Смерть" и последней картине режиссера "Белый тигр", где сама идея войны предстала как порочный, мистически замкнутый круг, из которого человечеству нет выхода.
Многие фильмы Карена Шахназарова отмечены российскими и международными наградами. Его картины любимы несколькими поколениями зрителей на постсоветском пространстве.