Количество убитых и арестованных журналистов достигло тревожного уровня.
По данным ООН, виновные в преследованиях журналистов редко несут за это ответственность, сообщает «Голос Америки».
Чтобы изменить эту ситуацию, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала план обеспечения безопасности журналистов.
22 февраля в Сирии были убиты американский военный корреспондент Мэри Колвин и французский фотограф Реми Ошлик.
С начала 2012 года в мире погибли 65 журналистов. По данным швейцарского информационного агентства ATS, это в два раза больше, чем в прошлом году. По меньшей мере 15 репортеров были убиты в Сирии, семеро в Мексике, шестеро в Сомали.
Согласно последнему отчету организации «Репортеры без границ», в 2012 году 163 журналиста были посажены за решетку.
«Имеющиеся на данный момент сведения о числе погибших и арестованных журналистов свидетельствуют о том, что перед нами стоит серьезная проблема», – отмечает специальный докладчик ООН по делам о внесудебных, массовых и произвольных убийствах Кристоф Хайнс. Свой ежегодный отчет он посвятил защите прав и безопасности журналистов.
«При первом знакомстве со статистикой может показаться, что чаще других гибнут журналисты-международники, работающие в зоне вооруженных конфликтов. Однако на самом деле две трети убийств происходят не в районах боевых действий, и чаще других гибнут журналисты, работающие на радио, в газетах и в особенности в Интернете», – рассказывает Хайнс.
Специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю призывает уделить особое внимание судебному преследованию тех, кто убивает журналистов или бросает их в тюрьму с целью заставить их замолчать.
«Я глубоко убежден, что преступления против журналистов необходимо выделить в особую категорию, – сказал Ла Рю. – Это гарантирует им более высокий уровень защиты. Многие журналисты подвергаются опасности вне зоны вооруженных конфликтов – зачастую угроза исходит от организованной преступности или авторитарных режимов».
Как сообщил Комитет по защите журналистов, почти половина репортеров, попавших в тюрьму в прошлом году, были блогерами, публикующими свои материалы в Интернете.
Азербайджанский журналист и бывший политзаключенный Эмин Милли провел 16 месяцев в тюрьме.
По его словам, во время проведения конкурса «Евровидения» в Азербайджане журналисты пытались привлечь внимание 120 миллионов телезрителей к нарушениям прав человека в стране, однако по окончании мероприятия иностранные СМИ утратили интерес к Азербайджану.
«Как и следовало ожидать, правительство начало преследовать активистов и журналистов, – сказал Милли. – Так, был арестован координатор движения «Пой для демократии» Мехман Хусейнов. Сейчас его выпустили под залог, но обвинения с него все еще не сняты».
Спецпредставитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по свободе СМИ Дуня Миятович призвала членов организации уважать и защищать свободу прессы.
По ее словам, иногда для этого требуется публично пристыдить те государства, которые не выполняют свои обязательства по защите журналистов.
«В том, что касается насилия в отношении журналистов, не может идти речи о тайной дипломатии, – сказала Миятович. – Если журналисты подвергаются жестокому обращению, запугиванию или произвольным арестам, не говоря уже об убийствах, об этом должны знать все. Это вопрос, затрагивающий интересы широкой общественности».
Кристоф Хайнс подчеркнул, что законы о защите журналистов уже существуют, и государствам остается лишь соблюдать их.
«Если мы будем уделять слишком много внимания обсуждению новых юридически норм, можно упустить из вида вопрос об их соблюдении», – сказал Хайнс.
Все подразделения ООН приняли предложенный ЮНЕСКО план по обеспечению безопасности журналистов и проблеме безнаказанности таких преступлений.
Интеграция этого плана в различные существующие программы развития будет обсуждаться в ноябре на международной конференции в Вене.
Правозащитники отмечают, что журналисты подвергают себя опасности, занимаясь расследованием деятельности правительств, крупных корпораций и преступных группировок. Однако угроза многократно возрастает, когда власти отказываются защитить тех, кто рискует собственной жизнью во имя разоблачения коррупции.