Американский гражданин Эмануил Зельцер вечером 30 июня был освобожден из могилевской колонии № 15. Бывший узник белорусской тюрьмы вылетел в Соединенные Штаты Америки 1 июля в 5.30 утра.
Указ о помиловании Зельцера был подписан Александром Лукашенко 30 июня после его встречи с делегацией конгресса США. Во время встречи Лукашенко подчеркнул, что Зельцер нарушил законодательство Беларуси. «Он задержан в нашей стране, осужден по белорусским законам, этого даже временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур не отрицает, — цитирует Лукашенко его пресс-служба. — Никогда не думал, что этот человек станет вопросом в отношениях между нашими государствами. Да, по белорусским законам, по Конституции я могу помиловать Эмануила Зельцера. Вы обратились ко мне с этой просьбой, так ведь? Если это для Америки и наших отношений очень важно и будет способствовать нормализации наших отношений, я сегодня же подпишу указ».
Временный поверенный в делах США Джонатан Мур приветствовал решение белорусских властей об освобождении Зельцера, назвав его «шагом навстречу». «Дальнейшее развитие отношений зависит от шагов обеих сторон», — сказал он.
В августе 2008 года юрист Зельцер был приговорен Минским городским судом к трем годам лишения свободы за использование заведомо ложных документов и покушение на коммерческий шпионаж. 31 октября Верховный суд оставил приговор в силе. Своей вины Зельцер не признал.
8 июня Зельцер объявил голодовку в знак протеста против действий Минского горсуда, который затягивал предоставление в колонию документов, необходимых для его амнистии. 25 июня осужденный приостановил голодовку до конца месяца.
Арест Зельцера в Минске связывают с тем, что он отстаивал интересы Джозефа Кея, претендующего на наследство грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили. Напомним, что на наследство также претендует опальный российский олигарх Борис Березовский, которого связывают с Александром Лукашенко давние отношения.
Вместе с Эмануилом Зельцером в Беларуси была арестована его секретарь Владлена Функ. В белорусской колонии она провела целый год и после освобождения в интервью БелаПАН рассказала, что ее и Эмануила Зельцера привезли в Минск в бессознательном состоянии.
«За день до ареста, 11 марта 2008 года, мы были в Лондоне в командировке, встречались с другими адвокатами. Борис Березовский, который последние годы живет в Великобритании, узнав о нашем приезде, очень настойчиво просил встречи с Эмануилом. Напомню, что Зельцер до сих пор является адвокатом по вопросам наследства Бадри Патаркацишвили. Березовский говорил, что у него есть притязания на 50% этого наследства. При этом по завещанию по 25% получают обе жены Патаркацишвили, а 50% распределяется между детьми и родственниками. Зельцера среди наследников, конечно, нет.
Эмануил несколько раз отказывался от встречи с Березовским, ссылаясь на занятость, но в какой-то момент все-таки решил с ним встретиться. Я предполагаю, что во время этой встречи, на которой присутствовали и другие люди, нам что-то подсыпали в еду или напитки. Кто это сделал, пусть разбирается следствие… Но в итоге я очнулась в самолете Березовского, который летел в Минск, рядом без сознания был Зельцер. Когда мы приземлились в Минске, в салон самолета вошли люди в штатском и силой меня вытащили в машину с закрытыми окнами. Никто не объяснил, куда меня везут, по какому вопросу и что с Зельцером. Привезли сразу в КГБ, где я находилась с 12 марта до ноября», -- рассказала женщина.
На все просьбы о встрече с представителем российского консульства или о звонке родственникам арестованной Владлене Функ говорили, что это не положено. На допросах от нее требовали подписать заявление о том, что Зельцер и Джозеф Кей (дальний родственник Патаркацишвили, назначенный распорядителем его наследства) — мошенники, которые подделывают документы. Только в этом случае женщине обещали «чем-нибудь помочь», иначе, мол, дело дойдет до суда. Что в итоге и произошло.
«Я думаю, Зельцер как юрист Патаркацишвили представляет огромную опасность для Березовского, который хочет получить контроль над наследством. Мне изначально говорили, что моя персона КГБ особенно не интересует, им нужны другие люди и лучше «по-хорошему все подписать». Также мне дали понять, что Березовский дружен с высшим руководством Беларуси», -- сказала Функ.
Пресс-центр Хартии’97 поздравляет Эмануила Зельцера, его родных и близких, всех, кто боролся за освобождение американского юриста. Желаем Эмануилу Зельцеру скорейшей реабилитации.