Информация о беспрепятственном перелете легкомоторного самолета из Литвы в Беларусь обнажила серьезные проблемы не только защиты белорусской воздушной границы, но и во всей армии.
Так считают военные эксперты, которых опросили корреспонденты "Немецкой волны".
Видео и фото легкомоторного самолета, с которого якобы были сброшены под Минском плюшевые медведи, разместили в интернете шведские пилоты-любители, утверждающие, что 4 июля они дважды беспрепятственно пересекли белорусско-литовскую воздушную границу и в течение нескольких часов летали над территорией Беларуси. Информация о несанкционированном полете появилась на следующий день после парада войск в Минске в честь Дня независимости, на котором главнокомандующий вооруженными силами страны, Александр Лукашенко заявил о приведении армии "в соответствие с новыми вызовами и угрозами 21 века".
Министерство обороны Беларуси еще до окончания ведущейся сейчас проверки назвало видеоматериалы шведов монтажом, заверив, что фактов, подтверждающих пересечение воздушного пространства страны, нет. Между тем независимые эксперты считают такой перелет вполне возможным и говорят о серьезных проблемах не только в войсках ПВО, но и во всей белорусской армии.
"В Беларуси то же советское ПВО времени полета Руста"
Комментируя возможность беспрепятственного пересечения западной воздушной границы Беларуси, минский аналитик Александр Алесин пояснил DW, что такие случаи на литовском направлении имели место и раньше. "Контрабандисты и любители острых ощущений на малой высоте (25 метров) пересекали границу, причем такие перелеты не всегда фиксировались пограничниками", - рассказывает Алесин.
Например, в 2005 году, по его словам, в лесу на западе Беларуси грибники обнаружили разбившийся гражданский самолет с останками пилотов.
За полетами на небольшой высоте, продолжает эксперт, установлен лишь визуальный контроль, действующие радиолокационные станции (РЛС) в этом случае бессильны, у белорусских войск ПВО нет соответствующих средств контроля. "Со времени посадки самолета Матиаса Руста на Красную площадь в 1987 году ничего нового не появилось, остались те же самые радары и зенитноракетные комплексы бывшей советской ПВО", - объяснил аналитик. И добавил, что проблема РЛС, которые не в состоянии отследить низколетящие объекты, актуальна не только для Беларуси, но и для многих стран.
Минск заинтересован в возможном размещении в Беларуси российских ракетных комплексов. С помощью усиления военного потенциала страны Александр Лукашенко рассчитывает укрепить личную власть, считает Наталья Макушина.
Плюсы и минусы военного сотрудничества Беларуси и России
Александр Алесин убежден, что итогом ведущейся проверки должно стать не наказание "стрелочников", а серьезное разбирательство и устранение причин снижения боеготовности белорусской армии. По мнению военного аналитика, она нуждается в техническом перевооружении, но военно-политическое руководство страны не способно принимать необходимые меры.
"Наши ученые разработали недорогие технологии, позволяющие фиксировать низколетящие цели при помощи аккустико-сейсмических датчиков, но это оборудование Беларусь предлагает только на продажу", - сетует Алесин. И указывает, что программа модернизации белорусской системы ПВО практически свернута из-за отсутствия средств. Причем, отмечает эксперт, содержание своей армии стало для Минска предметом торга с Россией: "Раз мы вас прикрываем, вы нам за это платите".
"Российско-белорусская ПВО – миф Лукашенко"
Российский военный обозреватель Александр Гольц заявил DW, что решения о создании совместной системы ПВО Беларуси и России не более, чем миф, автор которого - Александр Лукашенко. Гольц напомнил, что за полтора десятка лет было подписано около 20 документов по этому проекту, но до сих пор так и не принято решение, где будет находиться командный центр объединенной системы ПВО, и кто будет им руководить.
"Лукашенко может долго рассказывать, как братья-белорусы защищают Россию от несуществующей угрозы со стороны НАТО, но не разрешит, чтобы российские генералы отдавали приказы белорусским", - уверен Гольц. По его мнению, сложилась ситуация, когда Беларусь утверждает, что является стратегическим союзником России, а Москва твердит про опасность со стороны натовской системы ПРО. Но история со шведским самолетом, по выражению российского эксперта, показывает, что опасность может прийти совсем с другой стороны.
Александр Гольц подчеркивает, что ныне действующая система ПВО создавалась в основном для отражения атак самолетов и ракет, которые могут нанести существенный ущерб. "Понятно, что на маленьких самолетах много взрывчатых веществ не разместить, поэтому априори не предполагалось с ними бороться", - замечает Гольц.
По его словам, обнаружение низколетящих с малой скоростью объектов остается главной проблемой и белорусской, и российской систем ПВО. Отсутствие реакции российских военных на ситуацию с возможным перелетом шведского самолета через границу Беларуси аналитик объясняет тем, что "сказать по этому поводу им нечего".
"Мне стыдно за нашу боеготовность"
Бывший министр обороны Беларуси Павел Козловский в свою очередь отмечает, что вместо признания возможности беспрепятственного нарушения воздушной границы руководство страны замалчивает очевидные проблемы вооруженных сил. Расследование несанкционированного полета шведов явно затягивается, считает генерал Козловский: "Такое впечатление, что хотят скрыть болезнь, пусть пациент болеет дальше".
За безопасность и оборону страны отвечает лично Александр Лукашенко, который неоднократно публично заявлял об этом, подчеркнул экс-министр. "Это трагедия белорусской армии, когда шведы посмеялись над нашей боеготовностью и улетели, а мы надуваем щеки на парадах", - с горечью констатирует Козловский. – Мне стыдно за случившееся, хотя я сегодня и не у дел".